Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов
Основанием для направления налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) требования об уплате налога (сбора) является наличие у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Недоимка - сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Недоимкой признается также излишне возмещенная ранее по решению налогового органа сумма налога, выявленная в ходе налоговой проверки (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Недоимка может быть выявлена:
1) в ходе налоговых проверок (камеральной (ст. 88 НК РФ), выездной (ст. 89 НК РФ), контролируемых сделок (ст. 105.17 НК РФ)) (письмо Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57);
2) при осуществлении иных мероприятий налогового контроля*(1);
3) при проведении совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам (письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13461);
4) в ходе проверок, осуществляемых органами ПФР и ФСС, в отношении страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 01.01.2017 (п. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
По факту проведения каждого из вышеуказанных мероприятий составляется соответствующий документ, в котором фиксируется наличие недоимки, ее сумма и размер задолженности по пеням, штрафу, процентам. Составленный документ будет являться основанием для выставления требования об уплате недоимки (задолженности).
1. Недоимка выявлена в ходе налоговой проверки
Факт наличия недоимки, ее сумма, а также размер начисленных пеней фиксируются в решении (п. 7 ст. 101, п. 14 ст. 105.17 НК РФ):
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Недоимка выявлена в ходе:
- камеральной налоговой проверки, по результатам которой не обнаружено признаков состава нарушения законодательства о налогах и сборах;
- иных мероприятий налогового контроля, по результатам которых не предусмотрено составление акта.
В этих случаях налоговый орган составляет документ, который так и называется "О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)". Обязанность его составления налоговым органом определена п. 1 ст. 70 НК РФ. Форма документа утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.
При этом положениями НК РФ не предусмотрено вручать указанный документ налогоплательщику (письма Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57, от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N Ф07-12830/2010).
В связи с этим нередки случаи, когда о наличии недоимки, выявленной в указанных случаях, налогоплательщик узнает непосредственно из самого требования.
3. Недоимка выявлена в ходе совместной сверки расчетов
Документом, подтверждающим, что сумма недоимки (задолженности) является урегулированной, служит акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (постановление Семнадцатого ААС от 02.12.2016 N 17АП-18083/16). Форма акта утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@*(2).
Налоговый орган не обязан обращаться к налогоплательщику с предложением проведения совместной сверки расчетов при выявлении у него недоимки. Сверка расчетов может быть инициирована самим налогоплательщиком с целью заблаговременного выяснения позиции налогового органа относительно имеющихся у него налоговых обязательств (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Оставление в учете неурегулированных сумм по расчетам с бюджетом не допускается нормами бухгалтерского учета. Т.е. для налогоплательщиков, обязанных вести (или ведущих) бухгалтерский учет, эти суммы обязательно должны быть согласованы с налоговым органом и тождественны, что также требует периодической сверки (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(3)).
Подписав акт сверки, налогоплательщик соглашается с данными налогового органа, что доказывает наличие и размер имеющейся у него недоимки (задолженности).
А вот справка о состоянии расчетов налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп.пп. 10, 10.1 п. 1 ст. 32 НК РФ) не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия недоимки, если налогоплательщик не согласен с отраженными в ней сведениями (постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9880/12).
Указанная справка формируется по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России, в частности карточки расчетов с бюджетом (РСБ) (приказы ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@, от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@), что является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 16507/04).
При отсутствии акта совместной сверки или акта (решения) по результатам проведения налоговой проверки, доказательством наличия недоимки могут служить документы, являющиеся основанием для отражения налоговым органом информации в карточке РСБ (налоговая отчетность (декларации, расчеты), сведения о поступивших и возвращенных налоговых платежах, о проведении зачета, ином погашении налоговых обязательств и проч.) (см. также п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
4. Недоимка по страховым взносам, подлежащим уплате за расчетные периоды до 01.01.2017, выявлена органами ПФР и ФСС
Сведения о суммах взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, будут передаваться в налоговые органы в соответствии с Порядком обмена информацией..., утв. ФНС России и Правлением ПФР от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И@.
Взыскание недоимки за указанные периоды будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых Фондами. Необходимые сведения по принятым решениям Фонды направляют в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия (ст. 4 Закона N 243-ФЗ, ст.ст. 19, 21 Закона N 250-ФЗ).
______________________________
*(1) Пунктом 1 ст. 82 НК РФ кроме налоговых проверок предусмотрены такие формы налогового контроля, осуществляемые должностными лицами налогового органа в пределах своей компетенции, как:
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
*(2) Указанная форма действует с 24.01.2017. До этой даты действовала форма акта, утв. приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
*(3) Утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах