Порядок уточнения налогового платежа
Уточнение платежа применяется только в том случае, если допущенная налогоплательщиком ошибка в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекла неперечисления этого налога в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (абзац 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Если в поручении на перечисление суммы налога будут неправильно указаны:
- номер счета Федерального казначейства;
- наименование банка получателя,
что явится причиной непоступления этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, уточнение платежа не допускается (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Для уточнения платежа налогоплательщику необходимо написать заявление в произвольной форме о допущенной ошибке, с просьбой уточнить:
- основание платежа;
- тип и принадлежность платежа;
- налоговый период;
- статус плательщика (п. 7 ст. 45 НК РФ),
В нем также следует указать:
- дату, номер платежного поручения, в котором допущена ошибка;
- назначение и сумму платежа;
- реквизит (поле) платежного поручения, заполненный неправильно;
- правильно заполненный реквизит (поле) платежного поручения.
Заявление об уточнении подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных НК РФ.
Например, если ошибка была допущена в платежном поручении на перечисление налога на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, заявление об уточнении подается в налоговый орган по местонахождению организации. Если же ошибка была допущена при перечислении налога на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в котором организация состоит на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, то в этом случае заявление должно быть направлено в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения.
Для того чтобы не ошибиться, в какой налоговый орган следует обратиться с заявлением, плательщику необходимо ориентироваться на ИНН и КПП налогового органа - получателя платежа, указанного в платежном поручении. Такие рекомендации представлены в Информации Федерального казначейства от 28.04.2015. Указанными рекомендациями могут воспользоваться и налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляющие перечисление налоговых платежей самостоятельно.
К заявлению необходимо приложить документы*(1), подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Заявление на уточнение невыясненного платежа, на уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, может быть представлено и через личный кабинет налогоплательщика юридического лица (Раздел 1.1 Приложения 3 к приказу ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@).
Подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением ошибок, допущенных в написании счета Федерального казначейства и реквизитов банка получателя. Дело в том, что денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет (п. 2 ст. 40 БК РФ). Поэтому если счет Федерального казначейства в платежном поручении указан правильно, сумма налога в любом случае поступит в бюджет РФ (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2014 N Ф08-425/14, ФАС Центрального округа от 23.03.2012 N Ф10-504/12).
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (форма акта утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@), который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Кроме того, в процессе рассмотрения заявления об уточнении платежа налоговый орган может потребовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога, оформленного им на бумажном носителе. При этом банку на представление указанной копии отводится 5 рабочих дней со дня получения требования налогового органа (абз. 4 п. 7 ст. 45 НК РФ).
На основании заявления налогоплательщика и акта сверки, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога.
Форма решения об уточнении платежа и порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/731@.
Следует отметить, что указанная форма содержит поле "Код причины уточнения", заполняемый в зависимости от причины уточнения платежа:
01 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК;
03 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКТМО;
04 - уточнение суммы;
05 - не указан или неверно указан ИНН плательщика;
06 - несоответствие ИНН наименованию плательщика;
07 - отсутствует или неверно указан КПП плательщика;
08 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя;
09 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
10 - плательщик не состоит на учете в налоговом органе;
12 - отсутствует или неверно указано основание платежа;
13 - неверно указан тип платежа;
14 - несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчетного документа;
15 - отсутствует или неверно указан статус плательщика;
16 - отсутствует или неверно указан налоговый период.
То есть Порядок также предусматривает возможность уточнения КБК и ОКТМО при неверном их указании в поручении.
При этом КБК может быть уточнен только в пределах одного и того же налога.
Это следует из разъяснений, представленных в письме ФНС России от 22.12.2011 N ЗН-4-1/21889.
Для уточнения КБК необходимо написать заявление в налоговый орган по месту учета организации, приложив к нему копии документов, подтверждающих уплату налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (письмо Минфина России от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145).
Приняв решение об уточнении платежа, налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты до дня принятия указанного решения.
О принятом решении налогоплательщик должен быть уведомлен в течение 5 рабочих дней после принятия данного решения (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ).
Пункт 7 ст. 45 НК РФ устанавливает срок только для информирования налогоплательщика о принятом решении.
Специального срока для принятия налоговым органом соответствующего решения (равно как для подачи налогоплательщиком заявления об уточнении платежа) нормами НК РФ не установлено.
Минфин России (письмо от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324) считает, что в такой ситуации применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный ст. 78 НК РФ. Это 10 рабочих дней с момента получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Правила уточнения платежа применяются также и в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ). Аналогичные правила применяются и в случае ошибки, допущенной при оформлении платежного документа на перечисление госпошлины. В этом случае заявление об уточнении платежа подается в уполномоченный орган по месту совершения юридически значимого действия. К заявлению также должен быть приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины и ее перечисление в бюджет*(1) (письмо Минфина России от 26.08.2015 N 03-05-04-03/49039).
______________________________
*(1) Документами, подтверждающими уплату (перечисление) налогов (авансовых платежей), являются расчетные документы, заполняемые налогоплательщиком при перечислении налоговых платежей. Например, платежное поручение банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога (с отметкой об исполнении)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах