Выявление недоимки по налогам и сборам
Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Недоимка может быть выявлена как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом.
В общих случаях недоимка определяется путем сравнения сумм исчисленного налога, задекларированного налогоплательщиком в соответствии со ст. 80 НК РФ, с фактически уплаченными суммами. В случаях, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговые органы (например, по налогам физических лиц - транспортному, земельному) определение недоимки осуществляется путем сравнения сумм, исчисленных налоговым органом, с суммой, уплаченной налогоплательщиком (п. 2 ст. 52, п. 5 ст. 54, п. 1 ст. 362, п. 3 ст. 396 НК РФ).
Очевидно, что уже на следующий день после окончания установленного срока уплаты налога налогоплательщик должен знать о недоимке, возникшей по причине неисполнения им своих обязанностей по уплате исчисленного налога, указанного в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении (независимо от причин такой неуплаты или неполной уплаты).
Кроме того, налогоплательщик может обнаружить возникшую у него задолженность по налогу, например:
- при пересчете налоговой базы за прошлые налоговые периоды вследствие обнаружения неточностей или ошибок в её исчислении. В таких случаях налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ);
- при совершении ошибок в платежном поручении при перечислении исчисленного налога. Кроме занижения непосредственно суммы налога, к неуплате налога в бюджетную систему РФ может привести неправильное указание налогоплательщиком в поручении на его перечисление номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Стоит отметить, что иные ошибки в платежных поручениях, как правило, не приводят к неперечислению налога в бюджет.
Налоговый орган может выявить недоимку (письма Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13461, от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57):
- в ходе налоговых проверок - как камеральных, так и выездных (ст.ст. 88, 89 НК РФ);
- при осуществлении иных мероприятий налогового контроля;
Исходя из п. 1 ст. 82 НК РФ должностные лица налогового органа могут осуществлять (в пределах своей компетенции) налоговый контроль в таких формах, как:
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- других формах, предусмотренных НК РФ.
- при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам. Стоит отметить, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика либо налоговый орган сверять взаиморасчеты по налоговым платежам*(1). Тем не менее любая из сторон налоговых правоотношений имеет право инициировать проведение такой сверки (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 78 НК РФ). Причем если предложение осуществить сверку расчетов по налогам и сборам исходит от налогоплательщика, налоговые орган не вправе отказать ему в этом (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
______________________________
*(1) Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по расчетом с бюджетом не допускается нормами бухгалтерского учета (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах