Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления), другие организации госсектора, а также иные организации, которым открыты лицевые счета
Взыскание налоговой задолженности (недоимки, пеней, штрафов) с организаций, которым открыты лицевые счета*(1), может осуществляться:
- в судебном порядке (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
- в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (п. 3.1 ст. 46 НК РФ).
Указанные положения применяются с 1 января 2015 года. Изменения в ст.ст. 45, 46 НК РФ были внесены Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ. Соответствующими положениями дополнены глава 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ).
До этой даты взыскание недоимки, а также пеней, штрафов с организаций, которым открыты лицевые счета, осуществлялось исключительно в судебном порядке, в том числе и с тех организаций, у которых помимо лицевых счетов открыты расчетные счета в банке (в т.ч. валютные) или имеется имущество, приобретенное на средства, полученные от предпринимательской деятельности (постановление Президиума ВАС РФ от 01.07.2008 N 4252/08). Нарушением обязательного судебного порядка считалось и проведение зачета суммы налога (образовавшейся в результате переплаты или подлежащей возмещению) в счет погашения имеющейся недоимки, инициированного налоговым органом и самостоятельно им осуществленного (постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15856/12).
1. Взыскание недоимки в порядке,
установленном бюджетным законодательством РФ
Взыскание недоимки, пеней, штрафов в порядке, установленном бюджетным законодательством, осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах организации, если:
- взыскиваемая сумма менее пяти миллионов рублей или равна ей;
- недостаточно денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо в налоговом органе отсутствует информация о счетах организации (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств).
Основанием для взыскания в этом случае является решение налогового органа (п. 3.1 ст. 46 НК РФ). Форма решения утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Указанное решение направляется в орган, в котором должнику (налогоплательщику, налоговому агенту) открыт лицевой счет (территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ (муниципалитета)).
Оно может быть направлено одним из способов:
- на бумажном носителе;
- в электронной форме.
Исполнение решения налогового органа осуществляется в порядке и в сроки, установленные:
- ст. 242.6 БК РФ - для казенных учреждений;
- ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ - для бюджетных учреждений.
Обращение взыскания на средства автономных учреждений осуществляется в аналогичном порядке, установленном для бюджетных учреждений (ч. 3.19 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Схема исполнения решения налогового органа для казенных учреждений
Схема исполнения решения налогового органа для бюджетных и автономных учреждений
В случае нарушения срока исполнения решения, территориальный орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ (муниципалитета)) может приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в этом органе (п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ; п. 7 ст. 242.6 БК РФ; письмо ФНС России от 31.07.2015 N ЕД-18-8/938).
Операции не будут приостановлены только в случае представления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, пеней и штрафов.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, указанный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, п. 7 ст. 242.6 БК РФ, см. также письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-735).
Уведомление может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме (письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 N 42-7.4-05/9.3-735).
Форма такого уведомления, формат его представления в электронном виде, а также порядок направления в налоговый орган утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с Федеральной налоговой службой. В настоящее время при организации исполнения решений налоговых органов используются формы документов, прилагаемые к письму Федерального казначейства от 19.02.2015 N 07-04-05/09-117.
Уведомить налоговый орган необходимо и при исполнении его решения в полном объеме. В этом случае налоговый орган, а также и должник уведомляются письмом органа Федерального казначейства (письмо Федерального казначейства от 31.03.2015 N 07-04-05/09-202). При этом срок, в течение которого казначейство должно это сделать, не установлен (п. 9 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, п. 8 ст. 242.6 БК РФ).
При поступлении в налоговый орган уведомления о невозможности исполнения решения за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Норм об отзыве неисполненного решения о взыскании НК РФ не содержит (письмо ФНС России от 31.07.2015 N ЕД-18-8/938).
2. Взыскание в судебном порядке
Взыскание налога в судебном порядке может быть произведено с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).То есть, если недоимка будет меньше указанной суммы или равна ей, взыскание будет производиться во внесудебном порядке.
Заявление с требованием о взыскании может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).
В отношении организаций, имеющих лицевой счет, п. 3 ст. 46 НК РФ применяется только в части, устанавливающей судебный порядок и сроки взыскания налога (сбора, пеней, штрафов). Наличие решения налогового органа о взыскании, необходимого при процедуре бесспорного (внесудебного) взыскания налога, для взыскания в судебном порядке не требуется (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2010 по делу N А58-8620/09).
Взыскание недоимки, а также пеней и налоговых санкций осуществляется на основании исполнительного листа и судебного приказа с учетом положений главы 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Указанные распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).
Схема исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов казенными учреждениями
/--------------------------------------------------------\
| Налоговый орган направляет решение о взыскании в орган,|
| в котором должнику открыт лицевой счет |
\--------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------\
| Территориальный орган Федерального казначейства |
| (финансовый орган субъекта РФ (муниципалитета)) |
\--------------------------------------------------/
не позднее 5 рабочих дней после дня получения
решения налогового органа (п. 2 ст. 242.6 БК РФ)
|
/------------------------------------------------------------------\
| направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового |
| органа и дате его приема к исполнению (с приложением копии) |
|(письмо Федерального казначейства от 31.03.2015 N 07-04-05/09-202)|
\------------------------------------------------------------------/
/---------------------------------\ /---------------------------------\
| Средств для исполнения | | Средств для исполнения |
| решения налогового органа | | решения налогового органа |
| достаточно | | недостаточно или они отсутствует|
\---------------------------------/ \---------------------------------/
|
| /---------------------------------\
в течение 10 рабочих дней | Должник направляет распорядителю|
со дня получения уведомления |средств бюджета запрос-требование|
(п. 3 ст. 242.6 БК РФ) | о выделении лимитов или |
| | объемов финансирования |
| (п. 4 ст. 242.6 БК РФ) |
/----------------------------------\ \---------------------------------/
| Должник представляет в орган | |
| Казначейства (финансовый орган): | |
|1) информацию об источнике | не позднее следующего рабочего
|образования задолженности и КБК, | дня после дня получения средств
|по которым должны быть произведены| |
|расходы по исполнению решения; | |
|2) платежный документ |
\----------------------------------/ /---------------------------------\
| | Должник представляет в орган |
| | Казначейства (финансовый орган) |
| | платежный документ |
| | (п. 6 ст. 242.6 БК РФ) |
| \---------------------------------/
Да /--------------------------------------------------------\Нет
/-----| Организация исполнила решение налогового органа в срок |----\
| \--------------------------------------------------------/ |
/----------------------------------\ /---------------------------------\
| Орган Казначейства (финансовый | | Решение не исполнено в течение |
| орган) сообщает об исполнении | | трех месяцев со дня его |
| решения в налоговый орган | | поступления в орган |
| (п. 8 ст. 242.6 БК РФ) | | Казначейства (финансовый орган) |
\----------------------------------/ \---------------------------------/
/--------------------------------------------------------------\
| Орган Казначейства (финансовый орган) приостанавливает |
| расходные операции по всем лицевым счетам (включая счета |
|обособленных подразделений) до момента устранения нарушения и |
| информирует налоговый орган о неисполнении решения в течение |
| 10 рабочих дней (п. 7 ст. 242.6 БК РФ) |
\--------------------------------------------------------------/
Схема исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов бюджетными и автономными учреждениями
/-------------------------------------------------------------\
| Налоговый орган направляет решение о взыскании в орган, в |
| котором должнику открыт лицевой счет |
\-------------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------\
| Территориальный орган Федерального казначейства |
| (финансовый орган субъекта РФ (муниципалитета)) |
\-------------------------------------------------/
не позднее 5 рабочих дней после дня получения
решения налогового органа (п. 6 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ)
|
/-------------------------------------------------------------------\
| направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового |
| органа и дате его приема к исполнению (с приложением копии) |
| (письмо Федерального казначейства от 31.03.2015 N 07-04-05/09-202)|
\-------------------------------------------------------------------/
/----------------------------------\ /-----------------------------------\
| Средств, учтенных на лицевом | | Денежных средств для исполнения |
| счете, для исполнения решения | | решения налогового органа |
| налогового органа достаточно | | недостаточно или они отсутствует |
\----------------------------------/ \-----------------------------------/
в течение 30 рабочих дней со не позднее следующего рабочего
дня получения уведомления дня после дня поступления
(п. 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ) средств на счет
| |
/-----------------------------------\ /-----------------------------------\
|Должник: | | Должник представляет |
|- определяет с какого лицевого | | в орган Казначейства |
|счета будет производиться списание;| | (финансовый орган) |
|- представляет в орган Казначейства| | платежный документ |
|(фин. орган) платежный документ | | |
\-----------------------------------/ \-----------------------------------/
Да /--------------------------------------------------------\ Нет
/-----| Организация исполнила решение налогового органа в срок |------\
| \--------------------------------------------------------/ |
|
/--------------------\ /-----------------------------\ /---------------\ |
| Орган Казначейства | |Орган Казначейства (финансо- | | Решение не | |
| (финансовый орган) | | вый орган)приостанавливает | | исполнено в | |
| сообщает об | | расходные операции по всем | |течение 30 дней| |
|исполнении решения в| |лицевым счетам (включая счета|-| со дня |-|
|налоговый орган (п. | | обособленных подразделений) | | получения | |
| 9 ч. 20 ст. 30 | | до момента устранения | | уведомления | |
| Закона N 83-ФЗ) | | нарушения | | | |
\--------------------/ \-----------------------------/ \---------------/ |
|
/---------------------------\ /---------------------\ |
| Орган Казначейства | |Решение не исполнено | |
| (финансовый орган) |-----| в течение трех |--/
|информирует налоговый орган| | месяцев со дня его |
| в течение 10 рабочих дней | | поступления в орган |
|(п. 11 ч. 20 ст. 30 Закона | | Казначейства |
| N 83-ФЗ) | | (финансовый орган) |
\---------------------------/ \---------------------/
______________________________
*(1) Под организациями, которым открыты лицевые счета, понимаются федеральные, муниципальные учреждения и предприятия, государственные органы власти и органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность за счет имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности, в том числе денежных средств, поступающих и расходующихся исключительно или преимущественно с использованием лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, иных органах, осуществляющих их открытие и ведение (из определения Конституционного Суда РФ от 06.03.2008 N 228-О-О).
Лицевые счета открываются:
- бюджетным учреждениям (п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");
- казенным учреждениям (п. 4 ст. 61 БК РФ);
- автономным учреждениям (ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях");
- унитарным предприятиям - получателям субсидий на осуществление капитальных вложений (п. 2 ст. 78.2 БК РФ);
- юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, - получателям целевых средств (при исполнении государственных контрактов) (пп. 1.1 п. 1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2014 NN 02-01-05/69005, 42-7.4-05/5.3-836)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах