Страховые взносы на выплаты в пользу лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ (до 31 декабря 2016 года)
На основании пп. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее - Закон N 4528-I) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином РФ и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона N 4528-I, из числа:
- иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию РФ;
- лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию РФ;
- иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в один из органов, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 4 Закона N 4528-1 (п. 1 ст. 4 Закона N 4528-1). При принятии решения о выдаче свидетельства территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по форме, утвержденной приложением N 2 к приказу ФМС России от 05.04.2011 N 87 (п. 7 ст. 4 Закона N 4528-1). Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.
В соответствии с п. 1 ст. 1, ст. 12 Закона N 4528-I временное убежище - это возможность иностранного гражданина временно пребывать на территории РФ, если он имеет основания для признания беженцем, но ограничивается заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ, либо не имеет оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не может быть выдворен (депортирован) за пределы территории РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ (п. 1 ст. 12 Закона N 4528-1). Получение временного убежища удостоверяется выдачей свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ (п. 3 ст. 12 Закона N 4528-I, пункты 7, 8 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274). Форма свидетельства о предоставлении временного убежища содержится в приложении N 3 к приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81.
Лица, изъявившие желание получить статус беженца или временное убежище, являются иностранными гражданами, находящимися на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, находящиеся в РФ, могут иметь статус:
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
В п. 2 письма Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/10/В-5684 разъяснено, что лица, получившие свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, а также лица, получившее свидетельство о предоставлении временного убежища, признаются временно пребывающими иностранными гражданами в РФ.
Страховые взносы в ПФР
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, объектом обложения признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что от обложения страховыми взносами освобождены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных Законом N 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера (предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг), по договору авторского заказа:
- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
- иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов (ВКС)), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой (договоры) продолжительностью не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Следовательно, выплаты, произведенные в пользу лиц, получивших рассматриваемые свидетельства, подлежат обложению страховыми взносами в ПФР (см. также п. 1 письма Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/10/В-5684, письмо Минтруда России от 19.12.2014 N 17-3/В-620 в отношении лиц, получивших временное убежище на территории РФ).
С 1 января 2015 года из п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ исключено упоминание о сроке трудового договора (трудовых договоров). Таким образом, к числу застрахованных в системе ОПС теперь отнесены любые иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ (пп. "а" п. 2, п. 4 ст. 3, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
На основании п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ выплаты рассматриваемым застрахованным лицам облагаются страховыми взносами в ПФР по тарифам, установленным для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных лиц), то есть по тарифу 22% в пределах лимита базы и по тарифу 10% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов (п. 2 ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).
Страховые взносы в ФФ ОМС
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением ВКС), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом N 4528-I.
В соответствии с третьим абзацем п. 6 ст. 4, пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Закона N 4528-1, а также п. 13 постановления Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 лица, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, а также лица, получившие временное убежище на территории РФ, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с Законом N 4528-I, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Можно сделать вывод, что рассматриваемые категории граждан являются застрахованными лицами для целей ОМС, и на выплаты, произведенные в их пользу, начисляются страховые взносы в ФФ ОМС. Поскольку специальных ставок взносов на ОМС для этой категории граждан не предусмотрено, взносы начисляются по общеустановленным тарифам для соответствующей категории страхователей.
Однако из п. 2 письма Минтруда России от 08.09.2014 N 17-3/10/В-5684 следует, что лица, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, а также лица, получившие временное убежище на территории РФ, являются застрахованными только в системе пенсионного законодательства. При этом положения ст. 10 Закона N 326-ФЗ в совокупности с нормами Закона N 4528-1 Министерством труда РФ во внимание не приняты.
Вместе с тем территориальные органы ПФР отмечают, что перечисленные категории граждан имеют право на получение медицинской помощи. При этом документом, подтверждающим право на обязательное медицинское страхование, является полис ОМС, который могут получить указанные лица (см., например, http://www.tfoms39.ru/news/820761.php). Не совсем понятна логика таких рассуждений: страховые взносы не начисляются, поскольку указанные лица не относятся к категории застрахованных в системе ОМС, однако право на получение медицинской помощи имеется, что реализуется посредством получения полиса и дальнейшего обращения в медицинскую организацию.
При этом в письме ТФ ОМС Ставропольского края от 24.06.2014 N 07/07-247 указано, что медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, проводится вне зависимости от наличия полиса ОМС (помощь оказывается за счет средств бюджета).
Из письма Минтруда России от 19.12.2014 N 17-3/В-620 можно сделать вывод о том, что лица, которым предоставлено временное убежище на территории РФ, все-таки являются застрахованными в системе ОМС. Про лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, в этом письме ничего не сказано.
В виду спорности рассматриваемой ситуации рекомендуем по вопросам, связанным с обложением страховыми взносами в ФФ ОМС выплат в пользу лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, обращаться в территориальные органы фонда обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы в ФСС РФ
С 1 января 2015 года согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат наравне с гражданами РФ, постоянно или временно проживающими на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов). Для временно пребывающих иностранцев установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС РФ - 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ).
То есть временно пребывающие в РФ иностранные граждане (в том числе лица, получившие свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ) с 1 января 2015 года являются застрахованными лицами в ФСС РФ и на выплаты, произведенные в их пользу, начисляются взносы в ФСС (см. письмо Минтруда России от 19.12.2014 N 17-3/В-620 - в отношении лиц, получивших временное убежище на территории РФ).
Отметим, что в отличие от лиц, признанных беженцами (пп. 10 п. 1 ст. 8 Закона N 4528-I), лица, получившие свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, не имеют права на социальное обеспечение наравне с гражданами РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.