Порядок уплаты страховых взносов главами КФХ (по 31 декабря 2016 года)
Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - КФХ) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", далее - Закон N 74-ФЗ).
КФХ может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу, а именно:
- в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица (п. 5 ст. 23 ГК РФ, пункты 1 и 3 ст. 1, п. 2 ст. 4 Закона N 74-ФЗ);
- в качестве юридических лиц (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).
Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (п. 1 ст. 16 Закона N 74-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся:
- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели;
- индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков, он исчисляет и уплачивает взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
При этом согласно п. 3 ст. 2 Закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями в целях обязательного страхования признаются в числе прочих и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, глава КФХ признается плательщиком страховых взносов в порядке, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.
Как отмечают судебные органы, каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит. В связи с этим независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ (как юридическое лицо либо без образования юридического лица), глава КФХ признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей (см. определение КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О, постановления Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 104/13, от 24.05.2005 N 15749/04, АС Западно-Сибирского округа от 18.03.2015 N Ф04-17214/15, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2013 N Ф08-5435/13, Четырнадцатого ААС от 25.02.2015 N 14АП-11365/14, Девятнадцатого ААС от 14.07.2014 N 19АП-4626/13, Пятнадцатого ААС от 12.05.2014 N 15АП-6440/14 и др.).
Между тем, такой подход по отношению к КФХ, зарегистрированным в качестве юридических лиц после 1 марта 2013 года в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ, представляется не совсем корректным. В соответствии с п. 1 ст. 86.1 ГК РФ крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с этой статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Правовое положение КФХ, обладающего статусом юридического лица, помимо норм ст. 86.1 ГК РФ, регулируются общими положениями ГК РФ о корпоративных юридических лицах (корпорациях) (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). На основании ст. 65.3 ГК РФ, определяющей порядок управления в корпорации, можно прийти к выводу, что КФХ, созданное в качестве юрлица, возглавляет единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). При этом из положений ГК РФ не следует ни то, что физическое лицо, осуществляющее полномочия такого единоличного исполнительного органа, должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, ни то, что такой единоличный исполнительный орган может быть избран только из числа членов КФХ.
В контексте норм п. 3 ст. 2 и ч. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) под главой КФХ понимается лицо, обладающее статусом индивидуального предпринимателя и являющееся одним из членов КФХ. Как мы уже отметили, в отношении руководителей КФХ, созданных в качестве юридических лиц, закон таких требований не содержит. Вместе с тем из Закона N 212 формально не следует, что предусмотренный им порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за членов КФХ, распространяется только на КФХ, которые не являются юридическими лицами. Закон N 212-ФЗ предусматривает только один порядок исчисления и уплаты страховых взносов в отношении членов КФХ - в фиксированном размере и с уплатой таких взносов главами КФХ. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда руководителю КФХ, созданного в качестве юрлица, может быть вменена в обязанность как уплата страховых взносов за себя в фиксированном размере, так и - в рамках осуществления полномочий единоличного исполнительного органа КФХ-юрлица - исчисление страховых взносов с суммы вознаграждения по трудовому договору. Разрешение этой ситуации, на наш взгляд, невозможно до внесения в законодательство об ОПС изменений, регламентирующих особенности исчисления и уплаты страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые созданы в качестве юридического лица.
С 1 января 2014 года согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ главы КФХ уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФ РФ и ФФОМС в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ (6204 в 2016 году), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов КФХ, включая главу КФХ.
С 1 июля 2016 года увеличен минимальный размер оплаты труда в России. Он составил 7500 рублей в месяц. Изменение размера МРОТ не влияет на размер фиксированного взноса, который представители самозанятого населения в 2016 году уплачивают на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В основе расчета этого платежа всегда лежит МРОТ, установленный федеральным законом на начало финансового года. В 2016 году это 6204 руб.
Размер фиксированного взноса, подлежащий уплате главами КФХ в ПФ РФ и ФФ ОМС за себя и за каждого члена КФХ, определяется по следующей формуле:
ФСВ = МРОТ х Т х 12 х N,
где:
ФСВ - фиксированный страховой взнос в бюджет соответствующего внебюджетного фонда (ПФР, ФФ ОМС);
МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивается страховые взносы;
Т - тариф страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда (ПФР или ФФ ОМС);
N - количество членов хозяйства, включая его главу.
С 2012 года применяются тарифы взносов, установленные ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ.
Обратите внимание, что страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование уплачиваются главами КФХ независимо от суммы полученного дохода. При этом страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ главы КФХ не исчисляют и не уплачивают. Вместе с тем они вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в ФСС РФ (ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
В письме ПФР от 25.11.2014 N НП-30-26/15223 рассмотрены вопросы уплаты взносов в случае прекращения деятельности в качестве главы КФХ.
За 2015 год отчетность КФХ надо представлять по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 17.09.2015 N 347п. Сдать расчет необходимо в территориальный орган ПФР по месту регистрации до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Тема
См. также
Обязательные страховые взносы на выплаты по трудовым договорам (по 31 декабря 2016 года)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.