Транспортный налог. Регистрация транспортных средств
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (далее - ТС), признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). Объектом обложения транспортным налогом признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства (п. 1 ст. 358 НК РФ). Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации ТС, а не от фактического использования ТС налогоплательщиком (см. также письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050).
В зависимости от вида ТС их государственную регистрацию на территории РФ осуществляют соответствующие уполномоченные органы.
При регистрации наземных автомототранспорта применяются, в частности:
- постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938);
- Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила);
- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 (далее - Регламент).
Особенности госрегистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Крыму и Севастополе на период до 1 января 2018 года установлены постановлением Правительства РФ от 27.04.2015 N 399.
Собственники ТС либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях ТС, обязаны зарегистрировать их (или изменить регистрационные данные) в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета ТС, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 Постановления N 938, п. 4 Правил).
Регистрация ТС, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов ТС, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов ТС со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на ТС и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (п. 4 Постановления N 938, п. 8 Правил).
Транспортные средства регистрируются только за их собственниками, указанными в паспортах ТС, заключенных договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на ТС (п. 20 Правил). Регистрация конкретного ТС производится только за одним юридическим или физическим лицом (п. 24 Правил).
Юридические и физические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, регистрируют ТС, являющиеся предметом лизинга, в порядке, предусмотренном п. 48 Правил (п. 22 Правил). При этом регистрация ТС, являющихся предметом лизинга, производится на ограниченный срок (п. 52 Регламента).
Регистрация ТС осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции РФ вне зависимости от места жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица или места регистрации и (или) нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения (п. 24.5 Правил). Транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан РФ или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета (п. 24.1 Правил). Регистрация ТС за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 24.3 Правил).
Порядок совершения регистрационных действий описан в Регламенте. В общем случае он включается в себя:
- оплату квитанций госпошлины за регистрационные действия. Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в случае направления заявления посредством Единого портала до подачи соответствующих документов;
- оформление заявлений для регистрационных действий. Заявления могут быть написаны (заполнены) от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также в электронной форме с использованием Единого портала;
- осмотр ТС;
- подачу документов для совершения регистрационных действий;
- получение документов и регистрационных знаков.
Документы, которые необходимо представить для осуществления регистрации ТС, перечислены в п. 15 Регламента.
После завершения регистрационных действий на зарегистрированные ТС выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт ТС и регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам (п. 40 Правил, п. 49 Регламента).
В соответствии с пп. 4 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда. Регистрация производится согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340.
В письмах ФНС России от 07.03.2018 N БС-4-21/4531@, от 06.02.2018 N БС-4-21/2225@, Минфина России от 05.03.2018 N 03-05-04-04/14031 разъяснен порядок обложения транспортным налогом плавучих водных объектов.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) государственной регистрации подлежат суда.
В связи с изменениями в КВВТ РФ с июля 2016 года под плавучим объектом понимается несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода (далее - плавучие объекты). Плавучие объекты подлежат учету администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. При этом государственная регистрация плавучих объектов не предусмотрена.
Вместе с тем, до вступления в силу изменений ряд из перечисленных плавучих объектов признавались судами и подлежали государственной регистрации в соответствующем судовом реестре. При этом судовые документы, выданные до 1 января 2018 года, продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы.
По мнению ФНС России, может применяться следующий порядок администрирования налога:
- в случае, если до вступления в силу изменений в КВВТ РФ плавучий объект был зарегистрирован в порядке, установленном для госрегистрации судов, и сведения о таком объекте подлежали передаче в налоговый орган, такой объект признается объектом налогообложения по транспортному налогу, за исключением случаев, указанных в НК РФ;
- в случае учета плавучих объектов после вступления в силу поправок в КВВТ РФ объекты не являются объектом налогообложения по налогу.
Минфин также отмечает, что в соответствии со ст. 21 КВВТ РФ судовладелец может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию судна (администрацию бассейна внутренних водных путей), с заявлением об исключении судна из соответствующего реестра судов РФ. Таким образом, плавучие объекты, зарегистрированные ранее в порядке, установленном для государственной регистрации судов, подлежат налогообложению транспортным налогом до исключения судна из соответствующего реестра судов РФ.
Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать сведения о зарегистрированных в этих органах ТС и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации. Ежегодно до до 15 февраля они должны представлять в налоговые органы такие сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ). На основании полученных сведений налоговым органом осуществляется постановка на учет организаций или физических лиц в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств (второй абз. п. 5 ст. 83 НК РФ).
Тема
Объект обложения транспортным налогом
См. также
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ
Регистрация приобретенных автотранспортных средств
Плательщики налога на транспортное средство, находящееся в лизинге
Формы документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах