Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога при обстоятельствах непреодолимой силы
Одним из оснований предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) является недостаточность у заинтересованного лица денежных средств в связи с причинением ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ).
По указанному основанию отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена (п. 2.1 ст. 64 НК РФ):
- организации - на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов;
- физическому лицу - отсрочка или рассрочка предоставляется без суммового ограничения. Такое правило действует с 03.08.2016 (пп. "а" п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ). До указанной даты для физлиц действовало суммовое ограничение в размере стоимости их имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Как правило, отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется без начисления процентов на сумму задолженности (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога по рассматриваемому основанию, наряду с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) и документами, предусмотренными п. 5 ст. 64 НК РФ, должно представить в соответствующий уполномоченный орган (ст. 63 НК РФ):
- заключение о факте наступления в отношении этого лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением;
- акт оценки причиненного ему ущерба в результате указанных обстоятельств.
Указанные документы составляются органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (абзац первый п. 5.1 ст. 64 НК РФ).
Полномочия органов государственной власти (в т.ч. Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является МЧС России (Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868).
В свою очередь, МЧС России может осуществлять свою деятельность как непосредственно (через центральный аппарат), так и через входящие в его систему:
- территориальные органы, к которым относятся региональные центры МЧС России и Главное управление МЧС России по субъекту РФ. Указанные органы осуществляют задачи и функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территориях соответствующих субъектов РФ. Перечень региональных органов МЧС России и подчинённых им в пределах установленных полномочий ГУ МЧС России по субъектам РФ установлен Приложением N 2 к приказу МЧС РФ от 01.10.2004 N 458, Приложением N 2 к приказу МЧС РФ от 06.08.2004 N 372;
- федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы;
- спасательные воинские формирования МЧС России;
- Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России;
- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;
а также через представителей МЧС России в составе представительств РФ при международных организациях (п. 3 Положения об МЧС)*(1).
Соответственно факт наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы (стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных чрезвычайных ситуаций) и оценка причиненного ему в связи с этим ущерба могут быть подтверждены документами (заключениями, актами), выданными МЧС России или входящими в его структуру органами.
Стоит отметить, что и до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, дополнившим ст. 64 НК РФ пунктом 5.1, суды указывали на правомерность подтверждения размера ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, заключениями, выданными МЧС России или ГУ МЧС России. См. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20.08.2009 по делу N А17-7773/2008, от 23.04.2009 по делу N А17-4214/2008 (определением ВАС РФ от 09.06.2009 N 7222/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 07.07.2009 N КА-А40/6077-09.
На основании п. 8 ст. 61 НК РФ налоговые органы предоставляют отсрочку или рассрочку по уплате налога (сбора, пени, штрафа) в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ (далее - Порядок).
Пункт 14 Порядка устанавливает, что если к заявлению не будут приложены какие-либо из необходимых для его рассмотрения документов, то налоговыми органами в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора, пени, штрафа) будет отказано.
Кроме того, при обращении в налоговые органы за предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо представляет банковскую гарантию, поручительство либо залог в соответствии со ст.ст. 73, 74, 74.1 НК РФ (п.п. 12, 20 Порядка, п. 5 ст. 61 НК РФ). См. письма Минфина России от 17.12.2010 N 03-02-07/1-597, от 15.11.2010 N 03-02-08/71.
Налоговые органы вправе предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате налогов (сборов, пени, штрафов) на срок, не превышающий 1 год. При этом ФНС России с 09.04.2015 наделена правом предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Ранее предоставления отсрочки (рассрочки) на срок свыше одного года относилось к компетенции Правительства РФ (на срок от 1 до 3 лет) или министра финансов РФ (на срок до 5 лет). Изменения в п. 1 ст. 64 НК РФ внесены Федеральным законом от 08.03.2015 N 49-ФЗ.
______________________________
*(1) Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах