Налогоплательщики, в отношении которых может проводиться налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года для налоговых органов установлена возможность осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга (п. 1 ст. 82 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг может проводиться только в отношении организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, налоговыми агентами (далее - организация).
В отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН) положения о налоговом контроле в форме налогового мониторинга применяются с 1 января 2016 года в силу прямой нормы ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ.
На основании данной нормы участники КГН только с 2016 года получили право подать заявление о проведении налогового мониторинга. Однако Минфин России разъяснил, что эта норма не применяется к участникам КГН в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и по другим налогам. Следовательно, организация-участник КГН еще в 2015 году вправе была обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга в отношении всех исчисляемых ею налогов и сборов, за исключением налога на прибыль организаций, исчисляемого с консолидированной налоговой базы этой группы (письма Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39909, от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39776).
Проведение налогового мониторинга в отношении индивидуальных предпринимателей или физических лиц нормами НК РФ не предусмотрено.
Возможность проведения налоговым органом такой формы налогового контроля зависит от волеизъявления налогоплательщика. Право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга у организации, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, возникает только при выполнении условий, установленных в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
В качестве таких условий в п. 3 ст. 105.27 НК РФ предусмотрено одновременное соответствие установленным значениям следующих финансово-экономических показателей деятельности организации:
Наименование показателя | Значение показателя |
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | Не менее 300 миллионов рублей |
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации | Не менее 3 миллиардов рублей |
Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря | Не менее 3 миллиардов рублей |
Для оценки соответствия организации установленным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ критериям используются показатели за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. Соответственно, при подаче в 2016 году заявления о проведении налогового мониторинга с 2017 года используются данные за 2015 год.
При определении значений соответствующих показателей необходимо учитывать следующее:
1) совокупная сумма налогов.
При определении этого показателя учитываются только 4 федеральных налога: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и НДПИ, подлежащие уплате в бюджетную систему РФ за календарный год (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
При определении совокупной суммы указанных налогов, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента*(1).
Для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму указанных налогов включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы*(1).
При этом согласно разъяснениям финансового ведомства, суммы НДС и акцизов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ, определяются в соответствии со ст. ст. 173 и 202 НК РФ (см. письмо Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39776);
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Этот показатель может быть определен как сумма показателей отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) по кодам строк 2110, 2310, 2320, 2340;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря.
Этот показатель определяется как сумма итоговых показателей раздела I и раздела II бухгалтерского баланса.
Значения вышеперечисленных показателей указываются организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга, подаваемом организацией в соответствии со ст. 105.27 НК РФ.
Для организаций, в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг, выполнение вышеперечисленных условий не является обязательным для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с п.п. 4 или 7 ст. 105.27 НК РФ (п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, вступившей в силу 2 июня 2016 г.).
_____________________________
*(1) Уточнения в части определения совокупной суммы налогов налоговыми агентами и участниками КГН внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ, вступившим в силу 3 августа 2016 г.. Но и раньше финансовое ведомство разъясняло, что условия, предоставляющие организации право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, определены в отношении организации вне зависимости от ее налогового статуса. Следовательно, при определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, подлежащие уплате (перечислению) организацией-налогоплательщиком и (или) налоговым агентом (см. письмо Минфина России от 10.07.2015 N 03-02-07/2/39776)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах