Регламент информационного взаимодействия при проведении налогового мониторинга
Регламент информационного взаимодействия (далее - Регламент) является документом, в котором описывается порядок взаимодействия организации с налоговым органом при проведении налогового контроля в форме налогового мониторинга.
Согласно п. 6 ст. 105.26 НК РФ в Регламенте отражается порядок взаимодействия и представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации.
В Регламенте информационного взаимодействия также указываются:
- порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости;
- порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы;
- сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
- информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее - система внутреннего контроля).
До 3 августа 2016 г. информация о системе внутреннего контроля представлялась при ее наличии. Изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ, вступившим в силу 3 августа 2016 г., установлено понятие системы внутреннего контроля и обязательный порядок представления информации о ней.
Согласно нововведенному п. 7 ст. 105.26 НК РФ для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
При этом применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным ФНС России. Отметим, что в настоящее время такие требования пока не утверждены.
Регламент должен быть составлен по установленной форме и с соблюдением требований к нему, которые утверждены приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184 (абз. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ).
В Регламенте закрепляется выбранная организацией форма представления документов (информации) в электронной форме: на электронном носителе информации, по ТКС через оператора электронного документооборота, посредством доступа к электронному хранилищу информации (в том числе, расположенному у третьих лиц).
При этом в Требованиях установлены сроки представления документов (информации), необходимых налоговому органу при проведении налогового мониторинга:
- для учетной политики для целей налогового и бухгалтерского учета на календарный год, за который проводится налоговый мониторинг, - не позднее 1 апреля года, за который проводится налоговый мониторинг;
- для регистров бухгалтерского учета, оборотно-сальдовой ведомости по счетам бухгалтерского учета, аналитических регистров налогового учета, расчета налоговой базы, расшифровки показателей строк налоговых деклараций (расчетов) - не позднее одного месяца со дня представления соответствующей декларации (расчета);
- для первичных учетных документов и иных документов (информации) - не позднее 7 рабочих дней со дня получения запроса налогового органа о представлении таких документов (информации).
Отдельно указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками этих документов в случае необходимости. Срок обеспечения такой возможности - не позднее 10 рабочих дней со дня уведомления организации налоговым органом. При этом может быть предусмотрена возможность продления указанного срока в порядке, аналогичном предусмотренному п. 5 ст. 105.29 НК РФ.
Документы, не определенные в Регламете, представляются в налоговый орган в соответствии с п. 5 ст. 105.29 НК РФ.
Для проведения налогового мониторинга налоговым органам необходимо иметь представление о порядке ведения организацией бухгалтерского и налогового учета. С этой целью в Регламенте указывается порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также описываются сведения об источниках информации, на основании которых по конкретному налогу определяются объекты налогообложения, налоговая база, исчисляется сумма налога.
Кроме того в Регламенте раскрывается информация о системе внутреннего контроля организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля). Вместо описания отдельных сведений организацией могут быть представлены в виде приложения к Регламенту документы, содержащие необходимую информацию.
Подписывается Регламент руководителем организации (ее представителем). При подписании Регламента представителем организации указываются наименование, иные реквизиты документа, подтверждающего его полномочия (с приложением копии такого документа).
Все сведения, подлежащие отражению в соответствующих главах Регламента для организации информационного взаимодействия в ходе налогового мониторинга, определены в Требованиях к нему.
Организация, претендующая на проведение налогового мониторинга, представляет Регламент в налоговый орган одновременно с заявлением о проведении налогового мониторинга (пп. 1 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
Если в представленном регламенте не полностью указана информация, предусмотренная п. 6 ст. 105.26 НК РФ, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ, действующей с 3 августа 2016 г.).
При этом несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к нему является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга (пп. 3 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).
А в случае неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга, налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно. Такое право предоставлено налоговым органам в пп. 1 п. 1 ст. 105.28 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах