Предмет налогового мониторинга, период и сроки его проведения
Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (далее - организация).
Налоговый мониторинг может проводиться в отношении организации-участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), самостоятельно представившей в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. В этом случае предметом налогового мониторинга в отношении участника КГН являются:
- правильность исчисления(удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на данную организацию, а также
- правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН.
При этом в отношении ответственного участника КГН не является предметом налогового мониторинга правильность определения другими участниками КГН полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН.
Не является предметом налогового мониторинга проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением организацией контролируемых сделок (сделок между взаимозависимыми лицами). Вместе с тем у налогового органа, проводящего налоговый мониторинг, возникают определенные обязанности в случае обнаружения факта совершения таких сделок, сведения о которых не были представлены организацией в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ:
- известить ФНС России о таком факте и направить полученные им сведения о таких сделках;
- уведомить налогоплательщика о направлении указанных извещения и сведений не позднее 10 рабочих дней с даты их направления в ФНС России (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).
Срок проведения налогового мониторинга за указанный период начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).
Период, за который проводится налоговый мониторинг, указывается в решении о его проведении, принимаемом налоговым органом в соответствии с п.п. 4 или 7 ст. 105.27 НК РФ. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@.
Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно в случае установления налоговым органом обстоятельств, перечень которых определен в п. 1 ст. 105.28 НК РФ.
О досрочном прекращении налогового мониторинга налоговый орган обязан уведомить организацию в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня установления таких обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом (календарным годом), за который проводится налоговый мониторинг (ст. 105.28, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Нормы НК РФ, предусматривающие возможность проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга на основании Федерального закона от 04.11.2014 N 348-ФЗ вступили в силу с 1 января 2015 года, следовательно впервые реализовать свое право на подачу заявления о проведении налогового мониторинга организация могла в 2015 году. В таком случае:
- первым периодом, за который мог проводиться налоговый мониторинг, являлся 2016 год;
- фактически налоговый мониторинг за 2016 год проводится в сроки с 1 января 2016 года по 1 октября 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах