Личный кабинет налогоплательщика физического лица и индивидуального предпринимателя
Личный кабинет налогоплательщика может использоваться физическими лицами (в т.ч. и индивидуальными предпринимателями) не только для обмена с налоговым органом различными документами и сведениями.
С помощью этого сервиса всегда можно получить всю самую необходимую информацию, как связанную с самостоятельной уплатой физическим лицом налогов, сборов, страховых взносов, так и сведения, представляемые в налоговые органы в отношении указанного физического лица третьими лицами в рамках исполнения ими обязанностей, предусмотренных НК РФ.
С 2017 года в личном кабинете размещается и информация о страховых взносах, исчисленных работодателем (письмо ФНС России от 14.07.2017 N БС-18-11/645@).
Если личный кабинет используется через законного или уполномоченного представителя, то право доступа в этом случае предоставляется непосредственно такому представителю (письмо Минфина России от 30.09.2016 N 03-02-08/57166).
Порядок ведения личного кабинета установлен приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ (далее - Порядок ведения).
Открыть личный кабинет можно одним из следующих способов:
1) с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте, полученной при личном обращении в налоговый орган;
2) самостоятельно (без посещения налоговой инспекции):
- с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты;
- используя учетные данные Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) (п. 8 Порядка ведения):
Получение доступа в личный кабинет с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте, полученной при личном обращении в налоговый орган
Получить регистрационную карту, в которой будут указаны логин и пароль для доступа в кабинет, можно в любой инспекции ФНС России, независимо от места постановки на учет (п. 9, п. 10 Порядка ведения).
Для этого необходимо только заполнить заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (приложение N 1 к Порядку ведения), и приложить к нему документ, удостоверяющий личность физического лица, например, паспорт гражданина РФ.
Отказать в приеме заявления могут только те налоговые инспекции, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами.
Получить регистрационную карту может и уполномоченный представитель физического лица при условии предъявления нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, и документа, удостоверяющего личность этого представителя.
Если к сервису требуется подключить ребенка до 14 лет, это могут сделать его законные представители (родители, усыновители, опекуны). В этом случае в налоговый орган необходимо предъявить:
- свидетельство о рождении ребенка;
- документ, удостоверяющий личность его законного представителя.
Выдается регистрационная карта непосредственно в день обращения (в течение 15 минут после получения такого заявления). При этом по просьбе налогоплательщика карта может выдана и в любой другой день при повторном посещении налоговой инспекции.
Карта может быть направлена и по электронной почте. Но в этом случае срок ее получения увеличивается до 15 календарных дней с момента получения налоговым органом Заявления.
Способ получения регистрационной карты необходимо указать в заявлении (п. 11 Порядка ведения).
Не забудьте сменить первичный пароль в течение одного календарного месяца с момента его получения. В ином случае первичный пароль будет заблокирован и для его разблокировки придется снова обращаться в налоговый орган (п. 14 Порядка ведения).
Получение доступа в личный кабинет с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты
При наличии у налогоплательщика усиленной квалифицированной электронной подписи*(1) налогоплательщик регистрируется в личном кабинете самостоятельно. Обязательным требованием для получения доступа к кабинету является также соответствие технических средств и программного обеспечения, имеющихся у налогоплательщика, условиям, указанным в разделе "Информация о подключении к сервису "Личный кабинет налогоплательщика" с использованием ЭП/УЭК" официального сайта ФНС России.
При этом регистрационная карта в этом случае формируется автоматически.
Функционал сервиса "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя" сходен с функционалом "Личного кабинета налогоплательщика юридического лица". При этом авторизация в сервисе будет осуществляться по аналогии с авторизацией в сервисе для физических лиц, не являющихся ИП, т.е. как с помощью логина и пароля, так и с помощью ключа электронной подписи (письмо ФНС России от 10.03.2015 N ПА-4-6/3702). Таким образом, если у индивидуального предпринимателя уже есть логин и пароль для доступа к личному кабинету налогоплательщика - физического лица, то он вправе воспользоваться ими для входа в личный кабинет индивидуального предпринимателя. Но при первом входе потребуется ввести дополнительные реквизиты (например, ОГРНИП).
При этом необходимо иметь в виду, что при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи пользователю предоставляются более широкие возможности в "Личном кабинете". Об этом говорится в рекомендациях по работе с личным кабинетом ИП (п. 2 Рекомендаций... (Приложение N 2 к приказу ФНС России от 26.05.2015 N ММВ-7-6/216@). Так, например, направлять в налоговый орган документы, которые требуют подписания усиленной квалифицированной электронной подписью, смогут только те пользователи, которые были авторизованы с помощью ключа электронной подписи. В связи с этим для получения полного доступа к функциям сервиса все же необходимо получить сертификат ключа электронной подписи.
Получение доступа к личному кабинету через единый портал госуслуг
Лица, которые зарегистрированы на едином портале государственных и муниципальных услуг, могут получить доступ и к сервису ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика". При этом воспользоваться таким нововведением могут только те, кто ранее уже обращался для идентификации в один из специальных центров (ЕСИА), отделение ФГУП "Почта России", МФЦ России, центр обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком" и другие уполномоченные организации.
Получить доступ в этом случае можно только при наличии подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов:
а) путем подписания введенной информации своей усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) с использованием кода активации в ЕСИА.
Получение кода активации осуществляется физическим лицом самостоятельно без возможности представления его интересов третьим лицам в уполномоченных центрах регистрации (например, в МФЦ) после предъявления документа, удостоверяющего личность, и страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС) (пп. "з" раздела VI Положения о ЕСИА).
При таком способе получения доступа к личному кабинету, как и в предыдущем случае, регистрационная карта формируется автоматически.
Таким образом, плательщиками, имеющими доступ к Личному кабинету, считаются физлица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в сервис, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или учетной записи ЕСИА.
Получение доступа к личному кабинету с помощью устройства Рутокен ЭЦП 2.0
Воспользоваться таким способом авторизации могут не все физические лица, а только те, которые обладают статусом индивидуального предпринимателя.
Данное устройство выпускается в виде:
- USB-токен;
- microUSB-токен;
- смарт-карты.
Если в ходе регистрации в личном кабинете регистрация налогоплательщика не будет произведена, то в этом случае в налоговый орган потребуется представить заявление об уточнении сведений, указанных в ранее представленном заявлении. Форма заявления об уточнении приведена в Приложении N 2 к Порядку ведения.
После получения доступа пользователю необходимо уведомить налоговый орган о начале использования данного Интернет-ресурса (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).
Для этого в закладке "Профиль" необходимо создать ключ усиленной не квалифицированной электронной подписи и подключить Использование личного кабинета для получения документов в электронном виде, проставив галочку в соответствующем окне.
С момента получения такого уведомления все необходимые документы направляются налогоплательщику только через личный кабинет. Направление ему документов на бумажном носителе или в электронной форме по ТКС производиться уже не будет (письмо УФНС России по Республике Татарстан от 12.02.2016 N 2.19-0-28/00250зг@).
Уведомить инспекцию придется и в том случае, если по каким-то причинам лицо захочет отказаться от использования данного Интернет-ресурса.
Форма и формат уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядок и сроки, в которые указанное уведомление должно быть направлено в налоговый орган, утверждены приказом ФНС России от 08.06.2015 N ММВ-7-17/231@ (далее - Порядок).
Уведомление может быть представлено в любую инспекцию ФНС России независимо от места постановки на учет (кроме инспекций, не взаимодействующих с физлицами):
- лично или через представителя;
- по почте;
- в электронной форме через личный кабинет (п. 3 Порядка).
В последнем случае уведомление подписывается усиленной электронной подписью (квалифицированной или неквалифицированной) (п. 4 Порядка).
Изменить способ направления документов физлицу налоговый орган должен по истечении 3-х рабочих дней (как в случае перехода на использование личного кабинета, так и в случае отказа физлица от его использования) (п.п. 5, 6 Порядка).
Подключиться к личному кабинету и, соответственно, направить в налоговый орган уведомление о его использовании физлицо может в любой момент.
С 02.06.2016 всем гражданам, имеющим доступ к личному кабинету, налоговые уведомления на уплату имущественных налогов направляются только в электронной форме (через личный кабинет) (п. 2 ст. 11.2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).
Рассылаться почтовыми отправлениями (на бумажном носителе) такие уведомления пользователям "Личного кабинета" не будут, за исключением случая, когда налогоплательщик лично изъявит желание получить налоговое уведомление*(2) на бумаге, о чем ему необходимо уведомить налоговый орган. Сделать это можно одним из следующих способов:
1) зайти в раздел "Профиль" и снять там отметку с опции "Отказ от получения документов на бумажном носителе";
2) направить уведомление из раздела "Документы налогоплательщика" - "Электронный документооборот" (письмо ФНС России от 22.08.2016 N БС-4-11/15377@);
3) обратиться лично в любую налоговую инспекцию.
Уведомить об отказе (или, наоборот, о возобновлении получения документов через личный кабинет), начиная с текущего года, необходимо в срок до 1 марта этого года (п. 7 Приказа ФНС России от 08.06.2015 N ММВ-7-17/231@).
Например, если Вы хотите в 2018 году получить уведомление об уплате налога (за налоговый период 2017 года) на бумажном носителе, то известить об этом налоговую инспекцию необходимо до 1 марта 2018 года (т.е. последний день, когда можно направить уведомление - 28 февраля 2018 года).
Форма уведомления, а также его формат утв. приказом ФНС России от 12.02.2018 N ММВ-7-17/87@.
Документы, переданные физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет, подписанные неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам, представленным на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика (письмо ФНС России от 21.04.2015 N БС-3-11/1657@).
Указанное положение не распространяется на налогоплательщиков:
- индивидуальных предпринимателей;
- лиц, занимающихся частной практикой (нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и др.), в части передачи документов (информации), сведений, связанных с осуществлением указанной ими деятельности.
В настоящее время подписать неквалифицированной электронной подписью можно декларацию 3-НДФЛ и приложения к ней. Но уже в ближайшее время ФНС России обещает расширить перечень документов, направляемых через личный кабинет, которые можно будет заверять такой подписью.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись выдается бесплатно в самом личном кабинете и действует только в рамках данного сервиса.
______________________________
*(1) Получить сертификат ключа усиленной квалифицированной подписи в настоящее время можно только на платной основе. Сделать это можно в любом удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи России. Сертификат и ключи электронной подписи запишут на сертифицированный электронный носитель - электронную карту или флеш-накопитель. Ключ электронной подписи может быть размещен и на универсальной электронной карте (УЭК). При этом плата определяется регламентом удостоверяющего центра.
*(2) Налоговое уведомление - уведомление о необходимости уплатить налог в случае, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган (п. 2 ст. 52 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах