Учетная политика для целей налогообложения
Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Из этого следует, что учетную политику обязаны составлять все лица, являющиеся налогоплательщиками, как организации, так и индивидуальные предприниматели, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, вида деятельности и применяемой ими системы налогообложения. Никаких исключений данная норма не содержит.
Необходимость формирования учетной политики обусловлена тем, что не все вопросы урегулированы законодательно. По многим аспектам учета законодательные нормы предоставляют налогоплательщику выбрать тот способ (метод) учета, который наиболее отвечает его целям и задачам. При этом в ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что порядок налогового учета по тому или иному вопросу должен быть разработан им самостоятельно.
Следовательно, учетной политикой должны быть урегулированы следующие вопросы:
1) в отношении которых нормативные правовые акты прямо предусматривают необходимость выбора из содержащихся в них вариантов учета (например, выбор одного из способов начисления амортизации, метода списания сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2) которые не урегулированы законодательно. В то же время их решение принципиально важно для качественной организации финансово-хозяйственной деятельности (например, способы раздельного учета при совмещении ЕНВД с другим налоговым режимом; осуществлении деятельности, облагаемой и необлагаемой НДС). При этом как показывает арбитражная практика, учетная политика имеет решающее значение в суде при спорах об особенностях раздельного учета.
В случаях, когда вопрос законодательно не урегулирован и налогоплательщику необходимо самостоятельно разработать элемент учетной политики, лучше придерживаться правил бухгалтерского учета, поскольку на основе данных бухгалтерских учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов.
Например, раздельный учет может быть организован путем открытия дополнительных субсчетов к балансовым счетам рабочего плана счетов. Принятая методика закрепляется в учетной политике для целей налогового и бухгалтерского учета;
3) организации учета и финансово-хозяйственной деятельности в целом, связанные с отраслевой спецификой деятельности организации (например, торговля, промышленность, строительство).
Кроме того, учетной политикой может быть определен порядок применения отдельных положений нормативных правовых актов. Необходимость таких действий, как правило, обусловлена неопределенностью в применении конкретной нормы, связанной с ее противоречивым толкованием в судебных решениях, разъяснениях уполномоченных органов (прежде всего Минфина России и ФНС России), а также не полного соответствия нормы положениям иных правовых актов.
Таким образом, формирование учетной политики должно осуществляться каждым налогоплательщиком самостоятельно, исходя из норм законодательства и особенностей своей деятельности. При этом положения учетной политики для целей налогообложения не должны противоречить нормам НК РФ (определение ВАС РФ от 14.02.2013 N ВАС-649/13).
Включать в учетную политику нужно только те способы (методы) учета, которые относятся к текущим видам деятельности. Не имеет смысла предугадывать наперед какие-либо ситуации и пытаться прописать в политике все возможные способы их учета. При возникновении новых видов деятельности или событий, ранее не имевших места, учетная политика может быть дополнена в любое время. Никаких ограничений по количеству дополнений НК РФ не содержит. Применяться внесенные дополнения могут с даты издания соответствующего приказа руководителя.
Нет необходимости прописывать в учетной политике и те правила налогового учета, которыми налогоплательщик обязан руководствоваться в своей деятельности в силу закона. Такие правила действуют по умолчанию. Поэтому если в НК РФ прописана прямая норма, повторять ее в учетной политике не нужно.
Утверждается учетная политика приказом руководителя организации. При этом ее положения обязательны для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.
Индивидуальный предприниматель формирует политику в том же порядке, что и организации, и утверждает ее сам так же путем издания соответствующего распорядительного документа (приказа, распоряжения).
При этом учетная политика для целей налогообложения может быть представлена:
- одним приказом;
- системой приказов (отдельно по каждому налогу).
Организация может издать и консолидированный приказ, в который будут входить обе учетные политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
Состоит учетная политика из двух основных частей:
1) организационной, в которой устанавливаются ответственные за организацию и ведение налогового учета, указывается технология обработки учетной информации и т.п.;
2) методологической, в которой отражаются выбранные налогоплательщиком или установленные им самостоятельно способы (методы) учета активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел составляется по видам налогов.
При наличии обособленных подразделений в учетной политике необходимо утвердить:
- порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями;
- срок представления сведений в головное подразделение для сводного налогового учета;
В качестве приложений к учетной политике утверждаются, в частности:
- график документооборота;
- формы налоговых регистров.
Учетная политика действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Утверждать ежегодно новую политику или переутверждать "старую" не нужно.
При необходимости в нее можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от возникших у налогоплательщика вдруг потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:
1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о внесении изменений в учетную политику принимается не ранее, чем с момента вступления в силу таких изменений;
2) если налогоплательщик принял решение изменить способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).
Поэтому в интересах налогоплательщика периодически осуществлять "ревизию" действующей учетной политики. Делается это, как правило, в конце года, и тогда же утверждается ее новая редакция, которая будет применяться в очередном календарном году, начиная с 1 января.
Распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя (определение ВАС РФ от 28.02.2013 N ВАС-1483/13).
Внесение изменений оформляется также распорядительным документом (приказом, распоряжением), в котором указывается основание изменения.
Учетная политика является внутренним документом организации. Представлять ее в налоговый орган вместе с годовой отчетностью, как это было принято несколько лет назад (хотя и в то время НК РФ не содержал такого требования), не нужно.
В обязательном порядке учетная политика должна быть представлена в налоговый орган только в случае, когда организация подает заявление о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
Учетная политика (выписка из нее) может быть затребована инспектором в ходе проведения проверки, как камеральной, так и выездной. Информация, содержащаяся в ней, имеет значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки (п. 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@).
В случае ее непредставления по требованию налогового органа с налогоплательщика может быть взыскан штраф в размере 200 рублей на основании п. 1 ст.126 НК РФ.
Привлекая к ответственности по данному основанию, налоговые органы нередко пытаются оштрафовать налогоплательщиков как за непредставление приказа об учетной политике, так и за непредставление самой учетной политики. Однако с этим не согласны не только сами налогоплательщики, но и суды, указывая на то, что положение об учетной политике и приказ о ее утверждении составляют единый документ. А, значит, штраф может быть взыскан только в размере 200 рублей, не более (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 N Ф02-3520/15, Четвертого ААС от 05.05.2015 N 04АП-1920/15).
Тема
См. также
Учетная политика по бухгалтерскому учету
Формы документов
Конструктор учетной политики (онлайн-сервис)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах