Взаимодействие налогового органа и налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи
Развитие электронного документооборота является для ФНС России одним из приоритетных направлений деятельности (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315). Передача необходимых документов (информации) в электронной форме позволяет налогоплательщику:
- сократить время на обработку данных;
- избежать ошибок при формировании документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;
- сократить издержки, так как отпадает необходимость в затратах на приобретение бумаги, материалов для печати, не требуется площадей для хранения бумажных документов (письмо Минфина России от 30.04.2014 N 03-02-08/20703).
Для налоговых органов внедрение электронного документооборота, в первую очередь, позволит сократить ресурсы на обслуживание налогоплательщиков (письмо ФНС России от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@).
НК РФ не обязывает налогоплательщиков представлять документы (информацию) только в электронной форме. Обязательное соблюдение электронной формы установлено лишь в отношении налоговых деклараций, представляемых лицами, поименованными в п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ. На этих же лиц возложена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных им через ТКС документов (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Соблюдать электронную форму обязаны и налоговые агенты при представлении ими сведений о доходах физических лиц (2-НДФЛ) и расчетов сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ. Это требование касается только тех организаций и предпринимателей, у которых численность работников, получивших доходы в налоговом периоде, составляет 25 человек и более (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Во всех остальных случаях порядок представления налоговому органу документов (информации) определяется налогоплательщиками самостоятельно, в рамках НК РФ.
Направление и получение документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) осуществляется через оператора электронного документооборота (ЭДО) при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". При этом оператором ЭДО может быть только российская организация, соответствующая требованиям, установленным приказом ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@.
Таким образом, для того чтобы стать участником электронного документооборота, налогоплательщику необходимо:
1) выбрать оператора ЭДО;
2) заключить с ним договор;
3) получить сертификат ключа подписи (квалифицированную электронную подпись и ключи шифрования).
С 1 июля 2016 года лица, обязанные представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должны не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения такой обязанности обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).
Это означает, что при появлении обязанности отчитываться электронно (например, при превышении численности, при получении статуса крупнейшего налогоплательщика, или по любому иному основанию, установленному НК РФ) организация (индивидуальный предприниматель) в течение 10 рабочих дней должна заключить договор с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с налоговым органом по месту учета этого лица и получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.
Если налогоплательщик (налоговый агент) участвует в налоговых правоотношениях через своего уполномоченного представителя, то в этом слу чае обязанность лица, предусмотренная п. 5.1 ст. 23 НК РФ будет считаться исполненной при наличии такого договора и сертификата ключа проверки электронной подписи у представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от налогового органа.
Документы, подтверждающие полномочия уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора ЭДО не позднее трех дней со дня предоставления представителю соответствующих полномочий.
В случае неисполнения установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности налоговые органы вправе инициировать процедуру приостановления операций налогоплательщика (налогового агента) по его счетам в банке (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
К лицам, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, нормы, установленные п. 5.1 ст. 23 и пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, не применяются.
Руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо установить перечень ответственных лиц за составление документов в электронной форме, сроки их обработки, представление таких документов в налоговый орган и т.п., отразив это в графике документооборота или в ином локальном акте. В локальном акте необходимо будет прописать и порядок хранения таких документов, передачи их в архив, а также порядок хранения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Представление документов в электронной форме допускается только в том случае, если они составлены по форматам, установленным ФНС России (письмо ФНС России от 07.09.2015 N ЕД-4-2/15669).
Прием-передача электронной корреспонденции (налоговой (бухгалтерской) отчетности, справок, решений налогового органа и т.д.) сопровождается обменом технологическими документами.
К ним, в частности, относятся:
1) квитанция о приеме документа;
2) уведомление об отказе в приеме;
3) подтверждение даты отправки;
4) извещение о получении электронного документа.
Указанные документы не менее важны, чем основная корреспонденция. Ведь они подтверждают факт приема-передачи налоговых деклараций (расчетов), справок, протоколов и т.п., а также содержат данные о дате и времени их отправки (получения).
При регистрации дата представления документа (в т.ч. и налоговой декларации (расчета)) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления, зафиксированной в квитанции о приеме (п. 2.11 Методических рекомендаций; п.п. 10, 11 Порядка).
Несвоевременная обработка технологической корреспонденции может, к примеру, стать причиной пропуска срока представления документов по требованию налогового органа, что впоследствии явится основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Игнорирование технологических документов может привести и к более серьезным последствиям. В качестве примера можно привести постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.05.2015 N Ф08-2732/15. Из-за ошибки, допущенной в уточненной декларации, налоговая инспекция отказала в ее приеме. О чем и было сообщено в уведомлении об отказе в приеме и соответствующем протоколе. Суд установил, что организация получила уведомление, но не прочитала его. В результате того, что организация своевременно не узнала об отказе в приеме декларации, ею был пропущен срок для заявления права на вычет НДС. Верховный Суд РФ в пересмотре дела отказал (определение от 22.09.2015 N 308-КГ15-10915).
Поэтому во избежание неблагоприятных последствий проверять поступление электронной корреспонденции нужно каждый день. Отметим, что эта обязанность участников электронного информационного обмена закреплена во всех документах ФНС России, регламентирующих порядок электронного взаимодействия (п. 6 Порядка, п. 2.6 Приказа N ММВ-7-6/20@, письмо ФНС России от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553).
Важно не только своевременно отслеживать получение документов из ИФНС, но и соблюдать сроки отправки квитанции о приеме налоговой корреспонденции. Для этого получателю отведено 6 рабочих дней со дня отправки документа инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Несоблюдение срока может явиться основанием для блокировки банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Прежде чем отправить квитанцию о приеме документа в налоговый орган, необходимо убедиться в том, что документ:
1) адресован непосредственно налогоплательщику;
2) соответствует утвержденному формату;
3) содержит квалифицированную электронную подпись налогового органа.
Несоблюдение хотя бы одного из этих условий является для налогоплательщика основанием для направления уведомления об отказе в приеме документа, полученного из налогового органа (п. 15 Порядка, п. 2.15 Приказа N ММВ-7-6/20@).
Отправленные и принятые электронные документы, подписанные квалифицированной ЭП подлежат хранению совместно с применявшимся для формирования ЭП указанных документов сертификатом ключа подписи.
Тема
Исполнение обязанности по уплате налога или сбора
См. также
Способы предоставления истребуемых налоговым органом документов
Способы представления документов, истребуемых при проведении налогового мониторинга
Способы представления налоговой декларации (расчета))
Применение электронной подписи в целях бухгалтерского учета и налогообложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах