Ответственность за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона N 212-ФЗ) (по 31 декабря 2016 года)
С 1 января 2017 года непредставление плательщиком страховых взносов документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля, будет являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.
Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от плательщика страховых взносов документы:
- служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов;
- подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты (перечисления) (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).
При этом под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, понимаются документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка (постановление Пятого ААС от 10.12.2015 N 05АП-10599/15).
Перечень истребуемых документов не является исчерпывающим.
Данное право реализуется органами контроля в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212-ФЗ, и ему корреспондирует обязанность плательщика по представлению необходимых документов, предусмотренная п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ.
Отказ от исполнения указанной обязанности или нарушение срока ее исполнения признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный (несвоевременно представленный) документ.
Истребуемые документы представляются плательщиками только на основании требования*(1) об их представлении, выставляемого органами контроля в рамках проведения проверочных мероприятий.
При этом необходимо, чтобы в требовании были указаны конкретные документы с указанием их наименования, их количество и реквизиты, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки. Отразить какое именно количество документов не представило проверяемое лицо, необходимо и в акте проверки.
Требовать от страхователя документы, составление и ведение которых законом не предусмотрено и которые не относятся к документам, служащим основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, и (или) подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов, Законом N 212-ФЗ не установлено (постановление Девятнадцатого ААС от 28.05.2015 N 19АП-2378/15).
В связи с этим начисление штрафа по ст. 48 Закона N 212-ФЗ правомерно только на ту часть документов, которые конкретно поименованы органом контроля и которые не были представлены ему в ходе проверки. Соответственно размер штрафа должен рассчитываться исходя из конкретного количества непредставленных документов
Кроме того, мера ответственности за правонарушение, предусмотренная ст. 48 Закона N 212-ФЗ, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у плательщика, и у него была реальная возможность представить их в указанный срок, но плательщик этого не сделал (т.е. либо нарушил срок представления документов, либо отказался их представить) (постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2014 N Ф09-1570/14).
Документы, непредставление которых может стать причиной привлечения к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ, должны иметь отношение к обязательствам плательщика по исчислению и уплате страховых взносов.
К ним, в частности, могут быть отнесены:
- карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов для ведения данного учета;
- ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц;
- платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц;
- иные документы, поименованные в п 7.4 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов".
Не является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 48 Закона N 212-ФЗ, непредставление:
- документов, не влияющих на порядок исчисления страховых взносов (постановления АС Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 N Ф08-5309/14);
- аналитических данных. Обязанность их составления по требованию органа контроля законом не предусмотрена. Документы, содержащие такие данные, не являются основанием для исчисления и уплаты взносов, не относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом их составление возможно, но с дополнительными трудозатратами работников и отвлечением их от исполнения основных обязанностей (постановление Девятнадцатого ААС от 28.05.2015 N 19АП-2378/15);
- расчетов (РСВ-1) по итогам соответствующих расчетных периодов (постановление Первого ААС от 12.03.2014 N А38-5376/2013).
Привлечение к ответственности осуществляется по результатам проведения органами контроля выездных и камеральных проверок (письмо ФСС РФ от 10.02.2012 N 15-03-11/08-1395).
Днем совершения правонарушения, предусмотренного ст. 48 Закона N 212-ФЗ является день, следующий за последним днем установленного срока представления документов (письмо ПФР от 02.03.2012 N 30-25/2540).
Должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере от одной до двух тысяч рублей. На индивидуальных предпринимателей ответственность, установленная КоАП РФ, не распространяется.
______________________________
*(1) Форма требования утверждена:
- форма 4-ПФР - постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п;
- форма 5-ФСС - приказ Фонда социального страхования РФ от 11.01.2016 N 2
Тема
См. также
Истребование документов при проведении выездной проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Истребование документов при проведении камеральных проверок ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
Документы, истребуемые ПФР и ФСС РФ при проведении выездных проверок (за периоды до 2017 года)
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.