Ответственность налогового агента за невыдачу справки 2-НДФЛ налогоплательщику по его заявлению
Пунктом 3 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налогового агента выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных ими доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Поэтому налоговый агент не вправе отказать в выдаче налогоплательщику справки о доходах по форме 2-НДФЛ (письмо УФНС России по г. Москве от 24.02.2011 N 20-14/3/16873). При этом НК РФ не устанавливает ни порядок, ни сроки выдачи такой справки, ни специальной ответственности за неисполнение этой обязанности. Обратимся к текстам иных нормативных правовых актов.
Отказ в выдаче справки 2-НДФЛ работнику
Если налоговым агентом является работодатель, то справка 2-НДФЛ отражает сведения о заработной плате и потому является документом, связанным с работой (см. также письмо Минфина России от 21.06.2016 N 03-04-05/36096). А согласно ст. 62 ТК РФ, копии документов, связанных с работой, выдаются работодателем работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления, безвозмездно. А если работник увольняется, то справка 2-НДФЛ - если работник о ней попросил - выдается в день прекращения рудового договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).
Неисполнение указанной обязанности карается ответственностью по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства). Судебная практика по данной теме довольно многочисленна (решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 03.05.2017 по делу N 7-199/2017, Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30.05.2017 по делу N 12-848/2017, Санкт-Петербургского городского суда от 14.06.2016 по делу N 7-945/2016, Тюменского областного суда от 09.09.2015 по делу N 21-439/2015, Верховного Суда Республики Хакасия от 23.12.2014 по делу N 7р-147/2014, Астраханского областного суда от 22.08.2014 по делу N 7-308/2014, Верховного Суда Республики Коми от 04.06.2014 по делу N 21-229/2014).
Наказание составляет: для должностных лиц и ИП - штраф от 1000 до 5000 рублей, для организаций - штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
Составляют протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ государственные инспекторы труда, они же рассматривают дела и назначают наказание (ст. 23.12 КоАП РФ). Именно туда имеет смысл обратиться "обиженному работнику", которому задерживают выдачу справки 2-НДФЛ. Кроме того, возбудить дело и затем передать его в Роструд может прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).
Отказ в выдаче справки 2-НДФЛ бывшему работнику
Если за справкой 2-НДФЛ к налоговому агенту обращается его бывший работник, то продолжает ли действовать ст. 62 ТК РФ? Из перечня поименованных в ст. 62 ТК РФ документов можно заключить, что данная норма распространяется и на бывших работников, следовательно, требования ст. 62 ТК РФ регулируют, в том числе, отношения между бывшими работодателем и работником (кстати, это не единственный случай, когда ТК РФ употребляет термин "работник" применительно к бывшим работникам: см., например, ч. 6 ст. 84.1, ч. 2 ст. 391, ч. 1 ст. 392 ТК РФ).
Этот вывод подтверждается и обширной судебной практикой (апелляционное определение СК по гражданским делам Костромского областного суда от 19.05.2014 по делу N 33-740, апелляционное определение СК по административным делам Владимирского областного суда от 10.07.2014 по делу N 33-2460/2014, апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 05.09.2014 по делу N 33-9339/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.12.2014 по делу N 33-8008/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.04.2015 по делу N 33-3852/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 03.06.2015 по делу N 33-5753/2015, решение Магаданского областного суда от 28.07.2011 по делу N 12-284/2011, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.12.2010 N 33-40113).
Таким образом, справка 2-НДФЛ выдается бывшим работодателем своему бывшему работнику не позднее трех рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. Безвозмездно.
Отметим, что предоставлять вместе с заявлением иные документы (например, копии трудовой книжки) бывший работник не должен, поскольку возникновение обязанности работодателя обусловлено лишь наличием волеизъявления работника, выраженного в форме письменного заявления (постановление президиума Московского областного суда от 08.02.2012 N 41, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26.02.2014 по делу N 33-739-2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 19.12.2013 по делу N 33-15571/13).
Ответственность бывшего работодателя за невыдачу справки 2-НДФЛ в данном случае наступает по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Порядок привлечения к ответственности описан в предыдущей части статьи.
Отказ в выдаче справки 2-НДФЛ гражданину - исполнителю по гражданско-правовому договору
В данном случае справка 2-НДФЛ не является документом, связанным с работой, и требования ТК РФ на эту ситуацию не распространяется.
Однако ответственность в данном случае может наступить по ст. 5.39 КоАП РФ (неправомерный отказ либо просрочка в предоставлении информации). Наказываются по этой статье исключительно должностные лица и только штрафом - от 5 000 до 10 000 рублей. Возбудить дело об этом административном правонарушении может только прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Рассматривать дело и назначать наказание будет мировой судья (ч. 1 и абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Кроме того, в последнее время высказывается мысль, что ответственность за невыдачу налоговым агентом справки 2-НДФЛ может наступить и в рамках законодательства о персональных данных. Ведь налоговый агент и исполнитель по ГПД являются, соответственно, оператором и субъектом персональных данных. При этом согласно п. 5 ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закона N 152-ФЗ), субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей непосредственно обрабатываемые персональные данные. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 152-ФЗ оператор обязан ознакомить субъекта персональных данных с этими персональными данными в течение 30 календарных дней с даты получения запроса. На наш взгляд, однако, из содержания указанных норм не вытекает прямая обязанность оператора выдать субъекту персданных именно справку по форме 2-НДФЛ в ответ на его запрос о предоставлении сведений о доходах и удержанном НДФЛ. Тем не менее такая позиция высказывается.
За неисполнение оператором персданных указанной обязанности может наступить ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ (невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных).
Наказание по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ - штраф:
для граждан | 1 000 - 2 000 руб |
для должностных лиц | 4 000 - 6 000 руб |
для ИП | 10 000 - 15 000 руб |
для организаций | 20 000 - 40 000 руб |
Протокол об этом правонарушении составляет Роскомнадзор (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) или прокурор (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматривает дело и назначает наказание мировой судья (ч. 1 и абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Судебная практика по обоим указанным составам (применительно к невыдаче справки 2-НДФЛ) в настоящий момент не сформирована.
Таким образом, в ситуации, когда налоговый агент задерживает справку 2-НДФЛ, целесообразно обращаться с жалобой в прокуратуру: этот госорган гораздо многочисленнее Роскомнадзора и к тому же имеется практически в каждом населенном пункте. Прокурор по итогам рассмотрения жалобы вправе самостоятельно квалифицировать нарушение по тому составу, который покажется ему наиболее подходящим (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 25 , ч. 3 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Тема
Представление налоговыми агентами сведений о доходах физлиц и удержанном налоге по форме 2-НДФЛ
См. также
Формы документов
Заявление о выдаче справки 2-НДФЛ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах