Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним
Утилизационный сбор является неналоговым доходом федерального бюджета (п. 1 ст. 51 БК РФ). Он исчисляется плательщиком самостоятельно и уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также - ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ, в целях обеспечения экологической безопасности (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении ТС (п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):
- которые ввозятся в качестве личного имущества участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (Федеральные законы от 19.02.1993 N 4528-I, от 19.02.1993 N 4530-I);
- которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории определяются Правительством РФ);
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории ОЭЗ в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством РФ, за исключением ТС международной перевозки.
Кроме лиц, которые ввозят транспортные средства в РФ либо производят их на территории России, утилизационный сбор должны уплатить (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):
- владельцы ТС под таможенной процедурой свободной таможенной зоны в Калининградской области (абзац пятый п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ) при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории ОЭЗ в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта;
- лица, которые приобрели ТС на территории РФ у льготников, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (абзацы второй и третий п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ), или у лиц, не уплативших его в нарушение установленного порядка.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также порядок его взимания (исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля установлены постановлениями Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, от 06.02.2016 N 81.
Администрирование утилизационного сбора возложено на ФТС России - в отношении импортеров (абзац второй п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ) и ФНС России - в отношении плательщиков, указанных в абзацах третьем и четвертом п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Об уплате утилизационного сбора проставляется отметка на бланке ПТС - налоговыми органами, плательщиками - крупнейшими производителями самоходных машин и (или) прицепов, таможенными органами (приказ Минсельхоза России, Минпромторга России и ФТС России от 31.01.2017 N 44/147/140; приказ ФНС России от 09.07.2014 N ММВ-7-3/367@).
Без отметки в бланке ПТС об уплате или об основании для неуплаты сбора ТС невозможно поставить на учет (п. 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938).
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) ТС равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка по легковым автомобилям для расчета сбора установлена в размере 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов - 150 000 рублей. С 1 января 2016 года утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Базовая ставка для них - 150 000 рублей.
Гражданин приобрел снегоход с объемом двигателя 440 куб. см., с даты выпуска которого прошло более 3-х лет, у льготника (переселенца), на законных основаниях не уплатившего утилизационный сбор при его ввозе в РФ. ТС имеет код в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД ЕАЭС - 8703 10 110 0.
Согласно Перечню самоходных машин и прицепов к ним:
- коэффициент расчета размера утилизационного сбора - 1,3;
- базовая ставка - 150 000 руб.
Сумма утилизационного сбора, который обязан уплатить покупатель, равна:
1,3 x 150 000 руб. = 195 000 руб.
Администрирование утилизационного сбора
Импортируемые ТС |
ТС, произведенные или приобретенные на территории РФ |
||
автомобили |
самоходные машины |
автомобили |
самоходные машины |
Порядок взимания сбора регулируется Разделом II Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291) |
Порядок взимания сбора регулируется Разделом II Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81) |
Порядок взимания сбора регулируется Разделом III Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291) |
Порядок взимания сбора регулируется Разделом III Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81) |
В таможенный орган, в котором осуществляется декларирование ТС в связи с его ввозом в РФ, представляются Расчет суммы утилизационного сбора, копии платежных и иных документов |
В таможенный орган, в котором осуществляется декларирование ТС в связи с его ввозом в РФ, представляются Расчет суммы утилизационного сбора, копии платежных и иных документов |
По истечении 3-х рабочих дней со дня уплаты сбора в налоговый орган по месту нахождения плательщика - организации (месту жительства плательщика - физлица) представляются Расчет суммы утилизационного сбора и необходимые документы |
По истечении 3-х рабочих дней со дня уплаты сбора в налоговый орган по месту нахождения плательщика - организации (месту жительства плательщика - физлица) представляются Расчет суммы утилизационного сбора и необходимые документы |
После проверки таможенный орган проставляет отметку об уплате (об основании неуплаты) утилизационного сбора на бланках паспортов ТС |
После проверки налоговый орган проставляет отметку об уплате (об основании неуплаты) утилизационного сбора на бланках паспортов ТС |
||
В отношении организаций - крупнейших производителей ТС предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора (Разделы IV Правил). Крупнейший производитель в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора, осуществляет уплату утилизационного сбора. За III квартал крупнейший производитель осуществляет уплату утилизационного сбора в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом (п. 22 Правил) | |||
Излишне или ошибочно уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (Разделы V Правил). При этом утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей |
Налогообложение
Утилизационный сбор не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как не является налоговым или таможенным платежом или сбором (не установлен НК РФ). Он учитывается при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве ТС (см. письмо Минфина России от 29.08.2014 N 03-03-06/1/43346).
По мнению Минфина России, утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность (письмо от 23.10.2017 N 03-03-РЗ/69150).
Утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 1 ст. 51 БК РФ) и согласно ст. 146 НК РФ не является объектом обложения НДС. Поэтому при возмещении покупателем затрат производителя на уплату утилизационного сбора налог на добавленную стоимость не взимается (письмо Минфина России от 27.05.2016 N 03-07-11/30606).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах