Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона N 7-ФЗ):
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, кроме осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Лица, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.
Само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. В случае если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).
Офисные помещения относятся к IV категории объектов HBOC при соответствии пп. "б" п. 6 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) (письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054). Соответственно, в большинстве случаев в отношении офисов вносить плату за НВОС не требуется.
Лицами, обязанными вносить плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. То есть платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099).
Правила исчисления и взимания платы за НВОС утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Плата исчисляется лицами, обязанными ее вносить, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913) с применением коэффициентов (ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода (календарного года), вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV кв.) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы, уплаченной за предыдущий год (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Декларация о плате за НВОС представляется не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, в органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Форма и порядок заполнения декларации утверждены приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.
Суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом материальные расходы в виде платы за НВОС (квартальных авансовых платежей) признаются для целей исчисления налога на прибыль организаций на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся (см. письмо Минфина России от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432).
Если в процессе деятельности организации образуются исключительно ТКО, то она не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС и представлять соответствующую отчетность. Плательщиком в этом случае будет выступать специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с ТКО.
При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками платы за НВОС являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (абз. 26 ст. 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), осуществляющие деятельность по их размещению: сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, части 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, письмо Минприроды России от 26.12.2017 N 12-50/11744-ОГ). Таким образом, в случае, когда у компании имеется договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТКО, то за размещение такого вида отходов (бытового мусора) плата не вносится (смотрите постановления Седьмого ААС от 12.01.2018 N 07АП-10888/17, Десятого ААС от 17.11.2017 N 10АП-15470/17).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (ст. 9 Закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ, ч. 10 ст. 23 Закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) ввиду существовавшей неопределенности в вопросе платы за размещение ТКО в случае, когда контрагент, с которым заключен договор на вывоз и размещение таких отходов, не получил статус регионального оператора по обращению с ТКО.
Тема
См. также
Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним
Формы документов
Пример заполнения Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах