Взыскание Пенсионным фондом ущерба с работодателя
Работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), п. 3 ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ)).
Возмещение ущерба работодателем возможно только при наличии и совокупности следующих обстоятельств:
- наличие убытков и определение их размера;
- вины работодателя;
- противоправности поведения работодателя;
- причинно-следственной связи между действием (бездействием) работодателя и возникшими убытками.
При отсутствии одного из перечисленных обстоятельств взыскание убытка является неправомерным (постановления Пятого ААС от 18.12.2020 N 05АП-5237/20, Семнадцатого ААС от 10.12.2020 N 17АП-13225/20).
Противоправным поведением признается нарушение сроков представления сведений, а также представление указанных сведений с недостоверными данными (постановления Семнадцатого ААС от 19.10.2020 N 17АП-9542/20, Пятого ААС от 25.03.2020 N 05АП-1114/20).
Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной) (постановления Девятого ААС от 31.07.2020 N 09АП-29134/20, Восемнадцатого ААС от 04.12.2019 N 18АП-16486/19). Так, например, автоматическое изменении статуса пенсионера в программном обеспечении фонда при несвоевременном представлении сведений не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между нарушением и наступившим вредом (постановление Двенадцатого ААС от 08.09.2020 N 12АП-5030/20).
Для возмещения ущерба фонду необходимо доказать, что на момент вынесения решения об индексации пенсии он не располагал информацией об осуществлении пенсионером трудовой деятельности. Если же на дату принятия соответствующего решения информация о работе пенсионера была известна, в том числе из отчетности по страховым взносам или персонифицированной отчетности за последующие отчетные периоды, причинная связь считается не доказанной (определение Верховного Суда РФ от 06.07.2020 N 304-ЭС20-8610, от 12.12.2019 N 304-ЭС19-22400, постановления АС Центрального округа от 16.12.2020 N Ф10-4737/20, Семнадцатого ААС от 24.12.2020 N 17АП-13902/20).
При определении размера убытков, подлежащих возмещению пенсионному фонду, необходимо учитывать порядок пересмотра решения об индексации (увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии при получении сведений об осуществлении пенсионером трудовой деятельности на день принятия указанного решения.
Пересмотр производится путем вынесения нового решения в месяце, следующем за месяцем, в котором пенсионным фондом получены соответствующие сведения. Выплата пенсии в скорректированном размере производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, без удержания за прошлое время (ч. 6 и 7 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ и п. 86, 88, 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утв. приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н).
Несвоевременное принятие пенсионным фондом мер по прекращению выплаты индексации пенсии не увеличивает размер ущерба, подлежащего возмещению работодателем. Так, например, при получении фондом персонифицированных сведений за март в апреле, с работодателя может быть взыскан ущерб в размере индексации пенсии только за май. Взыскание суммы индексации пенсии за июнь и последующие месяцы является неправомерным (постановления Тринадцатого ААС от 19.11.2020 N 13АП-26015/20, от 18.12.2020 N 13АП-33862/20, Пятнадцатого ААС от 10.09.2020 N 15АП-11385/20, АС Северо-Западного округа от 28.09.2018 по делу N Ф07-11088/18 (определением ВС РФ от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271 оставлено без изменения)).
Момент получения фондом сведений об осуществлении пенсионером трудовой деятельности после принятия решения об индексации пенсии является спорным. В большинстве своем суды считают, что необходимые сведения фонд получает не только при предоставлении сведений по форме СВЗ-М за соответствующий месяц, но и при представлении отчетности по страховым взносам или персонифицированной отчетности за последующие отчетные периоды (постановления АС Северо-Западного округа от 10.12.2020 N Ф07-14298/20, от 11.02.2020 N Ф04-7536/19, АС Восточно-Сибирского округа от 07.12.2020 N Ф02-6215/20). Вместе с тем такой подход является не единственным.
Так, например, Первый ААС в постановлении от 10.03.2020 N 01АП-422/20 пришел к выводу, что моментом получения сведений следует считать дату представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за соответствующий год.
АС Волго-Вятского округа в постановлении от 15.12.2020 N Ф01-14305/20 пришел к выводу, что моментом получения сведений следует считать дату представления сведений по форме СВЗ-М за соответствующий месяц. При этом факт представления сведений об осуществлении пенсионером трудовой деятельности в последующих месяцах правового значения не имеет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах