Ликвидационная комиссия в ООО
Общее собрание участников ООО принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) принимается большинством от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом (п. 3 ст. 62 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37, абзац второй п. 2 ст. 57 Закона об ООО).
При принятии судом решения о ликвидации общества суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) общества или общее собрание участников. При неисполнении этой обязанности для проведения ликвидации общества суд может назначить арбитражного управляющего, осуществляющего ликвидацию за счет имущества общества (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ).
В случае если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 57 Закона об ООО).
В остальных случаях законодательство не устанавливает требований к составу ликвидационной комиссии, поэтому общество вправе само предусмотреть их в уставе общества, например: указать число членов комиссии, требования к их квалификации, навыкам (можно предусмотреть в составе комиссии бухгалтера, участника общества и т.д.).
В отсутствие таких положений в уставе количественный и персональный состав комиссии определяются общим собранием участников ООО при назначении ликвидационной комиссии. Например, требования к ликвидатору и членам ликвидационной комиссии могут соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным органам общества.
Также необходимо утвердить руководителя комиссии (на практике им часто назначается единоличный исполнительный орган ликвидируемого общества) и секретаря.
О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо уведомить регистрирующий орган. Уведомление подается по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ и заполняемой в соответствии с требованиями, установленным названным приказом.
С 30.03.15 о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора должен уведомить сам руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Ранее данная обязанность возлагалась на учредителей (участников) ООО или орган, принявший решение о ликвидации.
Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться общим собранием участников ООО при назначении ликвидационной комиссии самостоятельно с учетом финансовых возможностей общества. Законодательством не урегулирован и вопрос о правовой природе отношений, возникающих между ликвидируемым юридическим лицом и членами ликвидационной комиссии. На практике, с руководителями ликвидационной комиссии и ее членами заключают как трудовые, так и гражданско-правовые договоры.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами общества (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)").
Переход полномочий по управлению делами юридического лица к ликвидационной комиссии не означает прекращение всех полномочий остальных органов управления, - отдельные полномочия, непосредственно обусловленные проведением ликвидационных мероприятий (например утверждение ликвидационного баланса), сохраняются за общим собранием участников. Конституционный Суд РФ в определении от 16.02.2006 N 51-О указал, что ликвидационная комиссия представляет собой специальный орган, полномочия которого перечисленные в ст. 63 ГК РФ, обусловлены непосредственно целями ликвидации.
Деятельность ликвидационной комиссии прекращается:
- с завершением процедуры ликвидации общества (внесением в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении) (п. 9 ст. 63 ГК РФ);
- с прекращением ликвидации в связи с возбуждением дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении общества (в случае выявления недостаточности имущества ликвидируемого ООО для удовлетворения требований его кредиторов или наличия признаков банкротства). В этом случае ликвидационная комиссия обязана уведомить о прекращении ликвидации и возбуждении дела о банкротстве всех известных ей кредиторов общества (п.п. 3, 4 ст. 63 ГК РФ).
Законодательством прямо предусмотрена ответственность членов ликвидационной комиссии организации-банкрота: они обязаны возместить убытки, причиненные в результате нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона).
Вместе с тем Пленум ВАС РФ в п. 12 постановления от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", посвященному применению п. 3 ст. 53 ГК РФ, указал, что содержащиеся в настоящем постановлении разъяснения подлежат применению также при рассмотрении арбитражными судами дел о взыскании убытков с ликвидатора (членов ликвидационной комиссии), если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа отношений.
Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (п. 4 ст. 62 ГК РФ). За неисполнение этого требования на членов ликвидационной комиссии может быть возложена ответственность в виде возмещения убытков, причиненных обществу по их вине (ст. 53.1, п. 2 ст. 64.1 ГК РФ, о привлечении к ответственности членов ликвидационной комиссии см. также постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 N 17044/12).
Тема
См. также
Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией
Порядок ликвидации юридического лица
Гражданско-правовая ответственность органов управления ООО
Формы документов
Протокол общего собрания участников ООО о прекращении полномочий ликвидатора и назначении нового
Пример заполнения Уведомления о ликвидации юридического лица (P15001)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам организации деятельности юридических лиц. С помощью материалов энциклопедии вы можете получить необходимые сведения о регистрации юридических лиц, создании и деятельности филиалов и представительств, заключении сделок, реорганизации, ликвидации и др.
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.