Антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование - одна из форм государственного регулирования экономики, представляющая собой комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации. Антимонопольное регулирование направлено (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Закон о защите конкуренции):
- на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- на пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами власти.
Антимонопольное регулирование в настоящее время осуществляется Законом о защите конкуренции, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа.
Также продолжает действовать статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", дающая определение понятию "аффилированные лица". В свою очередь Закон о защите конкуренции оперирует понятием группы лиц. Данные понятия близки. Однако понятие "аффилированные лица" имеет значение, в первую очередь, для корпоративного законодательства. Закон о защите конкуренции понятие "аффилированные лица" для целей антимонопольного регулирования не использует.
Антимонопольное законодательство распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют:
- российские юридические лица;
- иностранные юридические лица;
- федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
- государственные внебюджетные фонды, ЦБ России;
- физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Под конкуренций подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Одной из мер антимонопольного регулирования является контроль за экономической концентрацией. Антимонопольный орган предварительно согласовывает сделки и действия (в том числе создание и реорганизацию коммерческих организаций), результатом которых может явиться ограничение конкуренции или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В ряде случаев, установленных законом, юридические лица уведомляют антимонопольный орган после совершении соответствующих сделок и действий.
Следствием нарушения указанного порядка может быть, в частности, ликвидация созданной организации или ее реорганизация, признание сделок недействительными в судебном порядке (ч.ч. 1-5 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
Выполняя поставленные перед ним цели, Закон о защите конкуренции запрещает:
1. Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Примерами таких действий могут быть навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 3 и п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, см. также постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 14746/12).
Доминирующим положением признается положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке, дающее им возможность (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):
- оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;
- устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
- затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
2. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Примером являются соглашения, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок или наценок (ч.ч. 1 - 5 ст. 11, ч.ч. 1 - 3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции, см. также постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф02-853/13 ).
3. Действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Этот запрет носит общий характер и применяется вне зависимости от организатора или участников таких процедур. Нарушение запрета является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Нарушение требований антимонопольного законодательства может явиться основанием для привлечения к административной ответственности, в частности по ст.ст. 14.31-14.33, 14.40, ч. 3 и ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ. К административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 14.31-14.33 КоАП РФ, может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Тема
Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц
См. также
Согласование с антимонопольным органом сделок и действий
Запрет на согласованные действия и соглашения, ограничивающие конкуренцию
Основания для принудительной ликвидации юридического лица
Реорганизация юридического лица
Формы документов
Заявление в ФАС о недобросовестной конкуренции участника товарного рынка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах