Указание телефона заявителя в заявлении на государственную регистрацию
Формы заявлений на государственную регистрацию юридические лиц на листе со сведениями о заявителе предусматривают показатель "Телефон" в разделе "Контактные данные" заявителя (в частности, п. 4.6.1 листа "Н" формы N Р11001, п. 3.6.1 листа "О" формы 12001, п. 4.6.1 листа "Б" формы N Р12003, п. 3.6.1 листа "М" формы N 13001, п. 4.6.1 листа "Р" формы N Р14001, п. 3.6.1 листа "А" формы N Р14002, п. 5.6.1 листа "Б" формы N 15001, п. 2.6.1 листа "А" формы N 16001).
При заполнении показателя "контактный телефон" номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом. Каждая скобка и знак "+" указываются в отдельном знакоместе (п. 1.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, далее - Требования).
Образец заполнения номера стационарного телефона:
/---------------------------------\
Контактный телефон |8|(|4|9|5|)|1|2|3|4|5|6|7| | | | |
\---------------------------------/
Образец заполнения номера мобильного телефона:
/---------------------------------\
Контактный телефон |+|7|(|9|1|6|)|1|2|3|4|5|6|7| | | |
\---------------------------------/
Несоблюдение указанных требований к формату написания номера телефона может привести к отказу в государственной регистрации (постановление Семнадцатого ААС от 17.08.2018 N 17АП-9670/18).
Также бывает, что при незаполнении показателя с контактным телефоном заявителя регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.
Сами Требования устанавливают, что в соответствующих пунктах указывается номер телефона, по которому может осуществляться связь с заявителем (п.п. 2.20.4, 3.22.3, 4.7.4, 5.17.3, 7.21.4, 8.6.3, 9.6.5, 10.5.2).
В судебной же практике единой позиции об обязательности заполнения данного показателя нет.
Часть судов придерживается позиции, что из содержания п. 1.8 Требований не усматривается, что указание номера телефона заявителя является обязательным, поэтому его неуказание не может явиться основанием для отказа в государственной регистрации (определение ВС РФ от 19.02.2018 N 305-КГ18-662, постановления АС Центрального округа от 07.02.2018 N Ф10-6137/17, Четырнадцатого ААС от 12.09.2018 N 14АП-5790/18).
Другая часть судов придерживается позиции, что указание номера заявителя является обязательным и его отсутствие может стать основанием для отказа в государственной регистрации (постановление АС Поволжского округа от 03.08.2017 N Ф06-23149/17, решения АС Республики Татарстан от 18.09.2017 по делу N А65-31424/2016, АС Республики Марий Эл от 14.09.2017 по делу N А38-5107/2017, АС Ярославской области от 16.05.2018 по делу N А82-25446/2017).
Представляется, что указание номера телефона заявителя не является обязательным, но в целях минимизации риска отказа в государственной регистрации соответствующий показатель в заявлении целесообразно заполнять.
Полагаем, что поскольку номер заявителя не относится к сведениям, включаемым в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), то регистрирующий орган не вправе производить проверку достоверности указанного номера телефона, в том числе оформление его на имя заявителя или организацию, от имени которой действует заявитель (п. 3 ст. 51 ГК РФ, п. 4.2 ст. 9 указанного Федерального закона). Указание номера телефона, не принадлежащего заявителю, не может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах