Обязательное квотирование рабочих мест
Легальные определения понятий "квота" и "квотирование", применяемых в сфере отношений по трудоустройству, федеральное законодательство не предусматривает.
В теории трудового права под квотой понимается минимальное количество рабочих мест (должностей) для отдельных категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Соответственно, квотирование рабочих мест - создание (выделение) рабочих мест для приема на работу таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой. Аналогичным образом соответствующие понятия определены в некоторых нормативных актах субъектов РФ (ст. 2 закона Московской области от 25.04.2008 N 53/2008-ОЗ, ст. 1 закона Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ, ст. 7 закона Кировской области от 03.08.2017 N 91-ЗО).
Федеральный законодатель декларирует установление квот в отношении таких категорий работников, как инвалиды (ст. 21 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее - Закон об инвалидах) и лица, страдающие психическими расстройствами (ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). Однако никаких механизмов реализации указанной гарантии в отношении последних закон не предусматривает. Таким образом, фактически на федеральном уровне обязанность работодателя по квотированию рабочих мест предусмотрена только для трудоустройства инвалидов. Соответствующие квоты устанавливаются в порядке, предусмотренном законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) (п. 2 ст. 13, абз. 7 п. 1 ст. 25).
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах (ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона об инвалидах).
Установление квоты для приема на работу инвалидов является гарантией трудовой занятости, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (п. 2 части первой ст. 20 Закона об инвалидах). Таким образом, все работодатели, численность работников которых превышает 100 человек, обязаны выделить (создать) рабочие места (должности) для приема на работу инвалидов. Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (часть третья ст. 21 Закона об инвалидах).
При этом согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 27.08.2012 N 46-АД12-17 и определении от 22.05.2013 N 50-АПГ13-5, законодательством о квотировании на работодателя не возложена обязанность по поиску работников-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Признание обязанности работодателя выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов не означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест в рамках выделенной квоты по причине необращения инвалидов по вопросу трудоустройства или ненаправления их службой занятости, может быть квалифицировано как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов и образует состав административного правонарушения. Работодатель обязан выделить (создать) рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.
Конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов в диапазоне от 2% до 4% среднесписочной численности работников устанавливается законодательством субъекта РФ. Работодатель исходя из среднесписочной численности работников самостоятельно рассчитывает число рабочих мест (должностей), на которые должны быть трудоустроены инвалиды в счет установленной на уровне субъекта РФ квоты. В указанный расчет включаются рабочие места (должности), на которых уже работают инвалиды.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости). Формы и сроки подачи сведений о выполнении квоты устанавливаются в каждом субъекте РФ соответствующим органом содействия занятости населения (пп.1 п. 1 ст. 7.1-1 Закона о занятости).
Расчет квоты производится пропорционально среднесписочной численности работников каждого филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделении работодателя, расположенного в соответствующей местности, без учета филиалов и представительств, расположенных в других местностях (определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12, апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.03.2017). В среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 21 Закона об инвалидах).
В силу ч. 1 ст. 25 Закона о занятости работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе в том числе трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Данную норму Конституционный Суд РФ рассматривает как правовое основание для установления органами власти субъектов РФ квот на трудоустройство отдельных категорий социально незащищенных граждан (см. определение от 25.02.2013 N 233-О). При этом в соответствии с позицией Верховного Суда РФ квотирование рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным или обязательным работам, неправомерно, поскольку данные граждане не относятся к категории нуждающихся в социальной защите (см. определение СК по административным делам ВС РФ от 26.07.2017 N 72-КГ17-2).
См. справку о квотах, установленных в субъектах Российской Федерации, для приема на работу инвалидов и других категорий работников, которых работодатель обязан трудоустроить.
Тема
См. также
Ответственность за нарушение правил квотирования рабочих мест
Формы документов
Приказ о выделении (создании) рабочих мест для инвалидов
Приказ о выделении (создании) рабочих мест для молодежи в возрасте до 18 лет
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.