Порядок проведения проверки соблюдения работодателями правил квотирования
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения проверки работодателя, является приказ (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141, далее - Типовая форма распоряжения (приказа) (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п.п. 5 и 6 Госстандарта N 181н).
Проверки соблюдения работодателями законодательства о квотировании рабочих мест проводятся работниками органа содействия занятости населения, уполномоченными на проведение проверки, как в плановом, так и внеплановом порядке (ст. 9 и ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 7 Госстандарта N 181н). Плановой является проверка, проводимая не чаще чем один раз в три года и только на основании утвержденного плана. Ежегодный сводный план проведения проверок по всем субъектам РФ не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Внеплановой же является проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 11 Госстандарта N 181н:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. В этом случае предметом проверки может являться только исполнение ранее выданного предписания (ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
2) поручение Президента РФ или Правительства РФ либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
3) поступление в орган содействия занятости населения обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей.
Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), указанное в пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, является общим основанием для проведения внеплановой проверки любыми органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вне зависимости от предмета контроля (надзора) и устанавливает лишь обязанность контролирующего органа действовать в пределах предоставленной компетенции (определение Верховного Суда РФ от 08.09.2010 N 44-Г10-34). Поэтому не только Роспотребнадзор, но и органы службы занятости населения вправе проводить внеплановые проверки по указанному основанию в рамках своей компетенции, а именно, в случае поступления информации о нарушении прав граждан (необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты).
Проведение органами службы занятости населения внеплановых выездных проверок при поступления информации о нарушении прав граждан (необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты) не требует согласования с органами прокуратуры (пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Документарная форма проведения проверки означает, что в рамках её проведения будут исследоваться только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов, но она уже будет проводиться по месту нахождения и (или) деятельности организации (п. 7 Госстандарта N 181н). Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах организации;
2) оценить соответствие деятельности организации обязательным требованиям без проведения соответствующих мероприятий по контролю.
В иных случаях проверки проводятся в форме документарных проверок.
Общее ограничение времени проведения каждой из проверок (документарной или выездной) проводимой органом содействия занятости населения как в плановом, так и внеплановом порядке, составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, п.п. 20 - 23 Госстандарта N 181н). Продление срока проведения плановой документарной проверки, а также внеплановых проверок (документарной и выездной) не предусмотрено. Продление срока возможно только в отношении плановой выездной проверки, которая в исключительных случаях может быть продлена руководителем органа службы занятости населения не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов (п. 24 Госстандарта N 181н). Также законодательство предусматривает приостановление проведения плановой выездной проверки субъекта малого предпринимательства в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия на 10 рабочих дней (п. 8 Госстандарта N 181н, ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
При этом для малого предприятия (численность работников которого составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек), в отношении которого законодательством субъекта РФ установлена квота для приема на работу инвалидов, действует специальное ограничение. Суммированный срок плановых выездных проверок малого предприятия всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не может превышать 50 часов в год (ч. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Форма проверки | Вид проверки | Срок проверки, не более |
документарная | плановая и внеплановая | 20 рабочих дней |
выездная | плановая | 40 рабочих дней*(1) (20 р.д. + 20 р.д. продление) |
выездная | внеплановая | 20 рабочих дней |
*(1) с ограничениями по сроку для малых предприятия и возможностью приостановления проверки на 10 рабочих дней
Отметим, что законодательство не устанавливает какие-либо особенности организации и проведения проверок в части согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением работодателями правил квотирования, поэтому внеплановые выездные проверки могут быть проведены только после согласования с органом прокуратуры (ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 16 Госстандарта N 181н).
Далее для наглядности представим порядок проведения проверок квотирования рабочих мест в виде схемы:
/-------------------------------\/-----------------------------------\
| Плановая проверка || Внеплановая проверка |
\-------------------------------/\-----------------------------------/
/-------------------------------\/-----------------------------------\
| Издание распоряжения о || Издание распоряжения о проведении |
| проведении плановой проверки || внеплановой проверки |
\-------------------------------/\-----------------------------------/
/-------------\/-----------------\/----------------\/----------------\
| Выездная || Документарная || Выездная || Документарная |
| проверка || проверка || проверка || проверка |
\-------------/\-----------------/\----------------/\----------------/
/--------------------------------\/----------------------------------\
| Предварительное уведомление || Предварительное уведомление |
| не позднее 3х рабочих дней до || не позднее 3х дней до ее начала |
| ее начала || (пп.5 п.16 Госстандарта N 181н) |
|(пп.6 п.13 Госстандарта N 181н) || |
\--------------------------------/\----------------------------------/
/------------------\/--------------------------------------------\
|проведение проверки|| |
|в течение 20 раб. || |
|дней с возможностью|| проведение проверки в течение 20 рабочих дней |
|продления не более || |
|чем на 20 раб.дней*|| |
\-------------------/\-----------------------------------------------/
Составление акта не позднее даты окончания проверки |
/--------------------------------\/----------------------------------\
| Выявлены нарушения || Не выявлено нарушений |
|законодательства о квотировании || законодательства о квотировании |
\--------------------------------/\----------------------------------/
/--------------------\ /--------------------------\
| Возбуждение дела | | Выдача предписания об |
|об административном | | устранении выявленных |
| правонарушении по | | нарушений и контроль |
| ч.1 ст.5.42 и | | за его исполнением |
| ст. 19.7 КоАП РФ | |(ч.1 ст. 17 Закона 294-ФЗ,|
| и направление для | | пп.пп. 1, 2 и 12 п. 19 |
| рассмотрения | | Госстандарта N 181н) |
| мировому судье | | |
\--------------------/ \--------------------------/
/-------------\ /--------------------------\
| Предписание | | Предписание не исполнено |
| исполнено | | в двухмесячный срок |
\-------------/ \--------------------------/
/---------------------------------------------------\
|Возбуждение дела об административном правонарушении|
| по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направление для |
| рассмотрения мировому судье |
| (пп. 11 п. 19 Госстандарта N 181н) |
\---------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на октябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.