Оформление органом пожарного надзора результатов проверки
Как правило, проведенная проверка завершается составлением Акта проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Однако в некоторых случаях проверка прекращается гораздо раньше и к тому же без составления указанного акта:
1. Прекращается плановая (и только плановая) проверка субъекта малого предпринимательства, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемым лицом представлены пожарному инспектору документы, подтверждающие принадлежность данного лица к субъектам малого предпринимательства (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). О прекращении такой проверки составляется специальный акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
2. Прекращается внеплановая проверка, если она организована по поступившим в пожарный надзор заявлениям и обращениям, и после начала проверки выяснились либо анонимность, либо заведомая ложность этих обращения или заявления (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзацы третий и четвертый п. 71 Регламента N 644). Кроме того, абз. пятый п. 71 Регламента N 644 предусматривает прекращение внеплановой проверки, если установлено, что на объекте защиты (земельном участке) осуществляется строительство, реконструкция объекта (объектов) капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
3. Если выездная проверка не может быть проведена из-за отсутствия проверяемого ИП или организации, их представителя или должностных лиц, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности проверяемым лицом, либо в связи с иными действиями или бездействием указанных лиц, повлекшими невозможность проведения проверки, соответствующие мероприятии прекращаются (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В таком случае составляется акт о невозможности проведения проверки с указанием причин (п. 60 Регламента N 644).
Любая другая проверка, начавшись, уже не может быть прекращена и завершается составлением Акта проверки.
По результатам каждой проведенной пожарным инспектором проверки составляется акт по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 80 Регламента N 644). По общему правилу акт проверки составляется непосредственно по окончании проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, абз. второй п. 84 Регламента N 644), однако если для его составления необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 85 Регламента N 644). Если проверялся такой объект защиты, в котором отдельные помещения, этажи, отсеки т.п. части здания принадлежат и используются разными правообладателями, то акт проверки оформляется отдельно для каждого правообладателя (абз. четвертый п. 84 Регламента N 644). Акт проверки вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо (если такое лицо отсутствует, отказывается дать расписку в ознакомлении, расписку об отказе с ознакомлением) направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 84 Регламента N 644). Акт проверки может быть выслан и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемый согласился на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Об отсутствии уполномоченного лица, его отказе от ознакомления должна быть пометка в самом акте (п. 8 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 80 Регламента N 644), в противном случае пересылка акта по почте не признается надлежащим вручением акта проверки (см. постановления Восемнадцатого ААС от 06.11.2012 N 18АП-9496/12, Четырнадцатого ААС от 08.08.2013 N 14АП-1982/13).
Затем пожарный инспектор оставляет запись о проведенной проверке в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 88 Регламента N 644).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ к акту прилагаются связанные с результатами проверки документы и их копии (п. 83 Регламента N 644):
- предписания об устранении выявленных нарушений, несоответствия;
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений и экспертиз;
- иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Если в ходе проведения проверки нарушений не выявлено, то составляется только акт проверки. Если же по результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, к акту проверки прилагается предписание пожарного инспектора об устранении выявленных нарушений (предписание об устранении несоответствия - в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов).
В течение 15 дней после получения акта проверки проверяемое лицо вправе представить в орган ГПН свои возражения по акту проверки (как в отношении акта целиком, так и в отношении его отдельных положений) или по выданным предписаниям (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 644).
Если в результате проверки выявились нарушения требований пожарной безопасности, пожарный инспектор обязан не только выдать предписание об устранении нарушения, но и принять меры по привлечению виновных к ответственности - возбудить дело об административном правонарушении, вынести постановление или решение по делу об административном правонарушении, подготовить и направить, при необходимости, информацию в другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции, вынести представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 90 Регламента N 644). Кроме того, инспектор обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений. Это означает, что для устранения выявленных нарушений инспектор определит срок, по истечении которого будет проведена внеплановая проверка (по контролю за исполнением ранее выданного предписания) (п. 92 Регламента N 644).
Возбуждение дела об административном правонарушении начинается с составления протокола об административном правонарушении (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Возбуждать дело вне рамок проверки и до составления акта проверки (в том числе возбуждать дело путем вынесения определения о проведении административного расследования*(1)) инспектор ГПН не вправе (см. примечание к ст. 28.1 КоАП РФ, письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123). Инспекторы ГПН правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях как в области нарушения требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.34 КоАП РФ), так и в сфере проведения проверок: например, о невыполнении в установленный срок законного предписания органа ГПН, о неповиновении законному распоряжению, требованию должностного лица органа ГПН (по составам, предусмотренным п. 42 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Протокол о нарушениях в области пожарной безопасности рассматривается государственным инспектором по пожарному надзору, который рассматривает дело и выносит постановление о назначении наказания (ст. 23.34 КоАП РФ). Протокол о нарушениях в сфере проведения надзора передается мировому судье, который рассматривает дело и выносит по нему постановление (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен главой 29 КоАП РФ.
Если при проведении проверки установлено, что деятельность проверенного лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан (а также животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейному фонду РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда, документам национального библиотечного фонда, имеющим особое значение, безопасности государства) или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими объектов, осуществления отдельных видов деятельности (в порядке, установленном КоАП РФ) (ч. 2 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 100 Регламента N 644).
Сведения о результатах проверки (выявлены или нет нарушения в ходе проверки), а также сведения о принятых мерах (предписания, временный запрет деятельности, административная ответственность, приостановление или аннулирование разрешений, лицензий, аттестатов, отзыв продукции и т.п.), их обжаловании и о результатах такого обжалования вносятся в единый реестр проверок (п.п. 4, 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "д" и "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
____________________________________
*(1) Кроме случаев расследования пожара, см. письмо МЧС России от 19.01.2015 N 19-3-1-123. В данном случае процедура проверки может быть различной, в зависимости от последствий пожара и его обстоятельств.
Тема
Проверки органами федерального государственного пожарного надзора
См. также
Акт проверки органом пожарного надзора
Предписание государственного пожарного инспектора
Обжалование результатов проверки органа ГПН
Формы документов
Доверенность на представление интересов работодателя при проведении проверки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.