Акт проверки органом пожарного надзора
По результатам каждой завершенной*(1) проверки пожарным инспектором, проводившим проверку, обязательно составляется акт в двух экземплярах (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Акт проверки составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
В акте проверки указываются (ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 80 Регламента N 644):
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) - федеральный государственный пожарный надзор;
- дата и номер распоряжения руководителя органа ГПН о проведении проверки;
- фамилии, имена, отчества и должности пожарного инспектора, проводившего проверку;
- наименование проверяемого юридического лица, фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного должностного лица, присутствовавшего при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки. При проверке субъекта малого предпринимательства в акте указываются даты, точное время, продолжительность в часах и минутах нахождения инспектора на объекте защиты из расчета не более 8 часов в рабочий день (абз. пятый п. 84 Регламента N644);
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
Если выводы о нарушении требований пожарной безопасности зависят от метрологических измерений, акт должен содержать сведения об их проведении, об использованном инспектором измерительном приборе и показаниях этого прибора, о соответствии прибора установленным требованиям (постановления АС Северо-Западного округа от 29.09.2014 N Ф07-6492/14, АС Западно-Сибирского округа от 25.09.2014 N Ф04-9100/14, Тринадцатого ААС от 09.06.2014 N 13АП-10400/14, Восьмого ААС от 06.11.2013 N 08АП-9008/13).
Если при проведении проверки используется фото- или видеосъемка, об этом обязательно указывается в акте проверки. В противном случае суд не примет в качестве допустимых доказательств соответствующие фотографии или видеозаписи (постановления АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, Одиннадцатого ААС от 28.03.2013 N 11АП-2713/13; Восемнадцатого ААС от 17.06.2013 N 18АП-4211/13). Так же суд поступит, если проверенное лицо представит собственные фото- и видеоматериалы: такие записи должны содержать дату, время съёмки, позволять установить место проведения съёмки, чтобы достоверно установить, что они произведены в день проведения проверки и именно в тех объектах, которые обследовались органом ГПН, а не в иных местах (постановления Восемнадцатого ААС от 31.07.2014 N 18АП-7252/14 и от 18.04.2014 N 18АП-2669/14);
Если во время проведения проверки выявленные нарушения (или их часть) добровольно устранены проверенным лицом, то инспектор все равно вправе зафиксировать эти нарушения в акте проверки (а в дальнейшем и в протоколе об административном правонарушении), поскольку нарушения имели место в момент проверки (постановление Тринадцатого ААС от 21.08.2014 N 13АП-13503/14).
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного должностного лица проверяемого объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
- сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала (п. 88 Регламента N 644);
- подпись проводившего проверку пожарного инспектора.
Акт проверки оформляется инспектором, проводящим проверку, непосредственно после её завершения (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 84 Регламента N 644). В исключительных случаях, когда необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз (исследований, испытаний и т.п.), акт составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения проверки (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 85 Регламента N 644). Акт проверки составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается под роспись руководителю (иному должностному лицу), индивидуальному предпринимателю или их уполномоченным представителям (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Если проверялся такой объект защиты, в котором отдельные помещения, этажи, отсеки т.п. части здания принадлежат и используются разными правообладателями, то акт проверки должен быть составлен отдельно для каждого правообладателя (абз. четвертый п. 84 Регламента N 644). Акт проверки может быть выслан и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (если проверяемое лицо согласилось на осуществление взаимодействия в электронной форме). Если такой электронный документ был направлен способом, обеспечивающим подтверждение его получения, то акт заведомо считается полученным (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Подпись руководителя (индивидуального предпринимателя), иного должностного лица или уполномоченного представителя в акте проверки означает лишь то, что руководитель ознакомлен с его содержанием и получил свой экземпляр акта. Сама по себе эта подпись не означает его согласия с изложенными в нем результатами и выводами, хотя отсутствие записей о замечаниях и возражениях по акту может расцениваться судом в совокупности с иными обстоятельствами в качестве такового (см. постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13, ФАС Уральского округа от 04.09.2013 N Ф09-7910/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 N Ф04-6434/12). Если проверяемое лицо оставляет запись на акте проверки о несогласии с выявленными фактами, иные замечания и возражения, такая пометка также рассматривается судом как одно из доказательств по делу (см. постановление Одиннадцатого ААС от 10.07.2013 N 11АП-10577/13).
В случае отсутствия руководителя или полномочных представителей проверяемого лица, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он вместе со всеми приложениями направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в контрольно-наблюдательном деле о противопожарном состоянии объекта защиты (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 84 Регламента N 644).
Возражения в отношении акта проверки можно представить в орган ГПН в письменном виде (в том числе в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица) в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 644). Такие возражения рассматриваются органом ГПН в порядке п.п. 128-136 Регламента N 644.
Суды придерживаются следующего принципа: при наличии возражений относительно выявленного нарушения со стороны лица, в отношении которого составлен акт проверки, данный акт перестает быть безусловным доказательством такого нарушения и в случае привлечения этого лица к административной ответственности орган ГПН обязан доказать факт такого нарушения иными (кроме акта проверки) доказательствами. Например, постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13 и от 24.01.2013 N Ф06-10340/12, АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, Девятого ААС от 01.09.2014 N 09АП-31047/14, Одиннадцатого ААС от 28.03.2013 N 11АП-2713/13, Первого ААС от 18.06.2013 N 01АП-2700/13.
К акту проверки прилагаются (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 83 Регламента N 644):
- решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
- протоколы отбора образцов продукции, проб;
- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений и экспертиз;
- объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
- предписания об устранении нарушений и несоответствия;
- рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
- документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки (информация о вводе объекта в эксплуатацию или о фактах нарушений требований пожарной безопасности);
- уведомления о вручении, в случае направления заказным почтовым отправлением органом ГПН документов уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.
Непредоставление инспектором проверяемому лицу акта проверки отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок (п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Результаты такой проверки не могут являться доказательством нарушения требований пожарной безопасности и полежат отмене вышестоящим органом ГПН или судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Вручение акта проверки с нарушением срока или нарушением порядка вручения не является грубым нарушением закона (см. постановления Девятнадцатого ААС от 11.06.2013 N 19АП-2096/13, Третьего ААС от 12.07.2012 N 03АП-2353/12, Шестого ААС от 26.04.2012 N 06АП-1210/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2013 N Ф04-906/13). Обратная практика немногочисленна - см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2012 N Ф04-6185/12.
Часто проверяемое лицо обращается в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта проверки. В этом случае арбитражный суд прекращает производство на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом (не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов, носит информационный характер, констатирует результаты проверки), см. например постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2013 N Ф04-3320/13 и от 05.03.2013 N Ф04-613/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.02.2012 N Ф08-95/12.
Не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки информация, указываемая в Акте проверки, должна появиться в Едином реестре проверок (п. 3 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "д" п. 13, п. 19 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
___________________________________
*(1) иногда проверка прекращается и не завершается составлением актом проверки. Во-первых, плановая (и только плановая) проверка субъекта малого предпринимательства может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем моратории на проверки в 2016-2018 гг., а во-вторых, проверяемым лицом представлены пожарному инспектору документы, подтверждающие принадлежность данного лица к субъектам малого предпринимательства (например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). О прекращении такой проверки составляется специальный акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). Во-вторых, прекращается внеплановая проверка, если она организована по поступившим в пожарный надзор заявлениям и обращениям, и после начала проверки выяснились либо анонимность, либо заведомая ложность этих обращения или заявления (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 71 Регламента N 644). Кроме того, абз. пятый п. 71 Регламента N644 предусматривает прекращение внеплановой проверки, если установлено, что на объекте защиты (земельном участке) осуществляется строительство, реконструкция объекта (объектов) капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Любая другая проверка, начавшись, уже не может быть прекращена и завершается составлением Акта проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.