Рассмотрение органом ГПН дела об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении рассматривается должностным лицом органа ГПН (перечень установлен ч. 2 ст. 23.34 КоАП РФ) либо руководителем госучреждения, подведомственного МЧС России и уполномоченного на осуществление федерального госпожанадзора, и иным пожарным инспектором (ч. 5.1 ст. 22.2 КоАП РФ).
Дело рассматривается в течение 15 дней со дня составления протокола непосредственно инспектором либо поступления в орган ГПН постановления прокурора и иных материалов дела (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).
На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении пожарный инспектор выносит определение о назначении времени и места рассмотрения дела (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Указанное определение направляется лицам, в отношении которых ведется производство, любым доступным способом, позволяющим контролировать его получение (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Если протокол составлен в отношении организации, орган ГПН обязательно уведомляет о времени и месте рассмотрения дела законного представителя этой организации. Законными представителями юридического лица являются исключительно его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Сведения о конкретных лицах, являющихся именно законным представителем организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Уведомление любых иных лиц о рассмотрении дела (в том числе обычных представителей) не является надлежащим уведомлением в смысле КоАП РФ (п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", далее - Постановление N 10, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2014 г. N Ф04-9762/13, ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2014 г. N Ф03-7302/13; противоположные решения - постановления Пятого ААС от 27.06.2014 г. N 05АП-7323/14, ФАС Московского округа от 20.06.2014 г. N Ф05-5995/14, АС Дальневосточного округа от 04.09.2014 г. N Ф03-3591/14).
Когда дело возбуждено по инициативе прокурора, он также извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).
Составление протокола и вынесение постановления об административном правонарушении в один день формально не запрещено КоАП РФ (постановления Тринадцатого ААС от 04.03.2014 г. N 13АП-1394/14, ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2012 г. N Ф03-217/12). В то же время существуют судебные перспективы у оспаривания подобных постановлений, потому что вынесение протокола и постановления в один день лишает нарушителя гарантий защиты, предоставленных ему КоАП РФ (постановления Двенадцатого ААС от 29.07.2014 г. N 12АП-6279/14, ФАС Московского округа от 30.06.2014 г. N Ф05-5717/14, ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2013 г. N Ф07-5278/13, Двадцатого ААС от 12.08.2013 г. N 20АП-3730/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2007 г. N Ф08-3213/07-1335А).
Следующим этапом является непосредственное рассмотрение (главным) государственным пожарным инспектором дела об административном правонарушении. Порядок рассмотрения дела регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ:
1. Пожарный инспектор проверяет факт явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. В случае явки защитника или представителя инспектор проверяет их полномочия и решает вопрос об их участии в рассмотрении дела. Представлять интересы организации и её руководителя в производстве по делу об административном правонарушении может защитник или представитель, у которого должна быть доверенность на представление интересов организации и её руководителя в органах ГПН, с правом участия в делах об административных правонарушениях (ч.ч. 3, 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
Требование органа ГПН о том, чтобы в доверенности защитника или представителя был указан номер рассматриваемого административного дела, незаконно. Согласно пункту 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной законным представителем юридического лица. Недопуск представителя с доверенностью общего характера расценивается судами как существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, влекущее отмену постановления о назначении наказания (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 2297/11).
2. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности, а также инспектором рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (п.п. 2, 3, 5, 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ). Инспектор зачитывает протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).
3. По результатам рассмотрения дела инспектор выносит постановление до делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), которое немедленно и объявляется (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ). Пожарный инспектор вручает под расписку копию постановления физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В случае неявки указанных лиц копия постановления высылается им по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения (ч. 1, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на март 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.