Постановления, выносимые пожарным инспектором по делу об административном правонарушении
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектором может быть вынесено одно*(1) из постановлений (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ):
- постановление о назначении административного наказания;
- постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Одно и то же должностное лицо вправе и составить протокол об административном правонарушении, и рассмотреть дело, и вынести по нему постановление, поскольку КоАП РФ не содержит запрета на подобные действия (постановление Девятнадцатого ААС от 02.09.2014 N 19АП-4791/14).
Инспектор вправе вынести постановление о прекращении производства по делу в случаях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ:
- наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (отсутствие состава правонарушения; действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности; наличие по одному и тому же факту в отношении одного и того же лица вынесенного постановления по делу; смерть лица, в отношении которого ведется производство по делу);
- прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
- малозначительности совершенного административного правонарушения. Законодательство не устанавливает критерии малозначительности за нарушения требований пожарной безопасности. Добровольное устранение нарушителем на момент рассмотрения дела выявленного нарушения, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность нарушения (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Малозначительность правонарушения может иметь место только в исключительных случаях, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п.п. 18, 18.1 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). Поэтому на практике инспектор практически всегда выносит постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.
В иных случаях выносится постановление о назначении административного наказания, в котором указываются (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ):
1) должность, фамилия, имя, отчество (главного) государственного пожарного инспектора, вынесшего постановление, адрес органа ГПН;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) нарушенная статья КоАП РФ;
Если выявленные нарушения (или их часть) добровольно устранены проверенным лицом во время проведения проверки, то инспектор все равно вправе зафиксировать эти нарушения в акте проверки (а в дальнейшем и в протоколе об административном правонарушении), поскольку нарушения имели место в момент проверки (постановление Тринадцатого ААС от 21.08.2014 N 13АП-13503/14). Добровольное устранение нарушений виновным лицом до вынесения постановления о назначении наказания может быть расценено как смягчающее обстоятельство (постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.03.2014 N Ф03-320/14).
6) мотивированное решение по делу;
Если в постановлении не учтены все имеющиеся обстоятельства, отягчающие и смягчающие, административную ответственность, оно не может быть признано законным (п. 19 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2014 N Ф08-8913/13);
7) срок и порядок обжалования постановления.
В постановлении также указывается информация о получателе, необходимая для перечисления суммы административного штрафа (ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Копия постановления объявляется сразу после рассмотрения дела и вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. В случае неявки указанных лиц копия постановления высылается им по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня его вынесения (ч. 1, ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Постановление органа ГПН о назначении административного наказания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его вручения (получения) вышестоящему инспектору, в вышестоящий орган ГПН либо в суд (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Если постановление не было обжаловано или опротестовано, то по истечении указанного срока оно вступает в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ). Далее виновному лицу дается 60 дней на добровольную уплату административного штрафа (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Если по истечении 60 дней штраф не уплачен, то в отношении неплательщика составляется протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок) и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания за неуплату штрафа.
Информация о назначении административного наказания вносится в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 чт. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п.п. "е" п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
________________________
*(1) По результатам проверки в отношении одного лица могут быть составлены один или несколько протоколов об административном правонарушении, предусмотренном различными частями ст. 20.4 КоАП РФ. Что же касается количества постановлений о наказании (и, соответственно, конечного совокупного размера штрафа), то, как правило, даже при наличии нескольких протоколов в отношении одного лица выносится одно постановление в пределах самой строгой санкции (в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП), см., например, постановления Пятого ААС от 26.08.2014 N 05АП-9327/14, АС Западно-Сибирского округа от 25.09.2014 N Ф04-8838/14. Однако существует и противоположная практика - постановление Девятого ААС от 20.08.2014 N 09АП-29078/14. Если было проведено несколько отдельных проверок в отношении разных объектов одного и того же лица, то по результатам каждой проверки (то есть по каждому объекту) выносится отдельное постановление (постановление Восемнадцатого ААС от 22.08.2014 N 18АП-8797/14).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.