Административное приостановление деятельности в случае нарушения требований пожарной безопасности
Административное приостановление деятельности - это наказание, предусмотренное КоАП РФ. Оно заключается во временном прекращении деятельности предпринимателей или юридических лиц (их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков), а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ).
Пожарный инспектор не вправе назначать данный вид наказания, это прерогатива суда (абзац 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ), причем применительно к ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) - прерогатива районного суда (ч. 2 и абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Назначение такого наказания возможно, если инспектор выявил правонарушения, предусмотренные частями 5 и 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ:
- повторное нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения;
- повторное нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
- повторное нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, системам противодымной защиты;
- нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Пожарный инспектор вправе ограничиться наложением штрафа. Однако, если инспектор посчитает, что штраф как менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания, он составляет определение о передаче дела в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 29.4, ст. 29.12 КоАП РФ), куда и направляет протокол об административном правонарушении и иные материалы. В определении должны быть отражены и мотивы принятого решения. Однако при отсутствии указанного определения судья не вправе отказать в принятии материалов дела, поскольку такой отказ не предусмотрен КоАП РФ. Поэтому на практике инспектор может оформить передачу дела судье простым сопроводительным письмом.
Административное приостановление деятельности применяется в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ (угроза жизни или здоровью людей, техногенная катастрофа и прочие, в том числе совершение правонарушения в области общественной безопасности; перечень закрыт). Поэтому в протоколе об административном правонарушении в качестве события административного правонарушения должно быть указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям. Следовательно, пожарный инспектор, передающий дело в райсуд, обязан мотивировать необходимость административного приостановления деятельности. По собственной инициативе судьи не вправе устанавливать наличие обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности (правовая позиция сформулирована в п. 2 Справки Архангельского областного суда по результатам обобщения практики применения судьями районных судов административного наказания в виде административного приостановления деятельности).
Пожарный инспектор вправе применить в качестве меры обеспечения производства по делу временный запрет деятельности, о чем составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры, дата и место его составления, сведения об инспекторе и виновном лице, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения виновных лиц. Копия протокола вручается представителю организации или предпринимателю, после чего пожарный инспектор опечатывает помещения (ст. 27.16 КоАП РФ). Оригинал протокола направляется в суд вместе с иными материалами дела (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ). Временный запрет деятельности заключается в кратковременном (на срок до рассмотрения дела судом, то есть не более недели - см. ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ).
Если пожарный инспектор применил временный запрет деятельности, дело об административном правонарушении рассматривается в течение семи суток с момента фактического прекращения деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ) и в течение 15 дней после составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ), если такая мера обеспечения не применялась.
Срок временного запрета, исчисляемый с момента фактического прекращения деятельности, засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
Анализ судебной практики показывает, что судьи применяют наказание в виде административного приостановления деятельности с учетом следующих обстоятельств:
1. Целевое назначение помещений, в которых допущены нарушения, предполагает массовое пребывание людей либо наличие маломобильных групп населения.
2. Характер, степень и количество выявленных нарушений. На практике наиболее реальными нарушениями требований пожарной безопасности, которые могут быть положены в основу при обосновании необходимости административного приостановления деятельности, являются нарушения, напрямую влияющие на безопасность эвакуации, а также те, которые могут привести к пожару с последующим его распространением со скоростью, превышающей расчетное время эвакуации по ГОСТ 12.1.004-91; нарушения, из-за которых возможно обрушение строительных конструкций, увеличение времени воздействия опасных факторов пожара, скрытое распространение огня, невозможность тушения огня в начальной стадии пожара.
3. Учитывается, что ранее уже выявлялись подобные нарушения, ответственные должностные лица привлекались к административной ответственности, однако нарушение не устранено.
4. Предполагаемая возможность своевременного устранения допущенных нарушений.
5. Финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие у него денежных средств, необходимых для уплаты административного штрафа.
В связи с большим размером административных штрафов, предусмотренных ч.ч. 5 и 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, виновные лица зачастую пытаются оспорить в суде постановление инспектора ГПН о назначении штрафа с целью изменения наказания и назначения вместо штрафа приостановления деятельности. Однако административное приостановление деятельности является более строгим наказанием, чем штраф (абзац 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП), а усиливать наказание при рассмотрении жалоб запрещено (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). Поэтому суд, рассматривая подобную жалобу, не вправе изменить решение, назначив лицу наказание в виде административного приостановления деятельности (абз. 4 п. 18.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 8658/12).
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения (ч. 1 ст. 32.12). Копия постановления направляется инспектору, составившему протокол, в течение трех дней со дня вынесения (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).
Часть 3 ст. 3.12 КоАП РФ предусматривает право судьи на основании ходатайства организации или предпринимателя досрочно прекратить административное приостановление деятельности, если будет установлено, что устранены основания для назначения такого наказания. При этом судья обязательно запрашивает заключение пожарного инспектора в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении соответствующих обстоятельств (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), с приложением всех доказательств (п. 9 письма заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ). Заключение не обязывает судью к принятию положительного решения. Ходатайство рассматривается в пятидневный срок (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), о чем судья выносит постановление (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).
По истечении срока приостановления деятельности пожарный инспектор проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения этого наказания. К этой проверке положения Закона N 294-ФЗ не применяются (п. 6.1 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Если эти обстоятельства не устранены, имеет место новое административное правонарушение, о котором инспектор вправе составить новый протокол об административном правонарушении, вновь применить временный запрет деятельности и направить материал в суд (ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ).
Тема
См. также
Формы документов
Ходатайство о досрочном прекращении административного приостановления деятельности
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на май 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.