Документы, истребуемые ПФР и ФСС РФ при проведении выездных проверок (за периоды до 2017 года)
С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ, но только за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2017 года. За отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, выездные проверки плательщиков страховых взносов будут по-прежнему проводиться органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
При проведении выездной проверки должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов (пп. 1 ч. 1 ст. 29, ч. 22 ст. 35 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ).
Соответствующая обязанность плательщиков страховых взносов представлять такие документы в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам предусмотрена в п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ.
Необходимые документы могут быть истребованы у плательщика страховых взносов в порядке, установленном ст. 37 Закона N 212-ФЗ, в виде заверенных копий. С этой целью плательщику страховых взносов направляется требование о представлении документов. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов (части 2.1 и 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).
При этом в ст. 48 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность плательщика страховых взносов за отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.
В то же время документы, которые органы контроля вправе затребовать, Законом N 212-ФЗ не конкретизированы. Объем проверяемых документов и информации, свидетельствующих о деятельности плательщика страховых взносов, определяется должностными лицами, проводящими проверку, самостоятельно, исходя из объема данных, подлежащих проверке, состояния бухгалтерского учета плательщика, а также степени вероятности обнаружения нарушений исчисления страховых взносов.
В частности, перечень документов, которые могут потребовать проверяющие из ПФР при проведении выездных проверок у плательщика страховых взносов, приведен в п 7.4 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов *(1) и включает следующие документы:
- учредительные документы;
- приказы об учетной политике;
- разрешительные документы (лицензии и пр.);
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- бухгалтерская отчетность за проверяемый период;
- синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета (главная книга, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, кассовая книга и пр.);
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по счетам бухгалтерского учета 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84. При наличии выплат, произведенных в натуральной форме, анализируются также счета учета МПЗ (10, 41, 43, 45), а в случае, если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, - счет 91 "Прочие доходы и расходы";
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;
- организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к ним (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
- банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления хозяйственной деятельности в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц). В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Проверяющие из ФСС РФ также потребуют документы, служащие основанием для назначения и выплаты пособий за счет средств обязательного социального страхования (заявления о назначении пособий; листки нетрудоспособности, с произведенным расчетом пособия; заявления на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком; справки из медорганизаций, поставивших женщин на учет в ранние сроки беременности; копии свидетельств о рождении детей и т.п)*(2).
Арбитражная практика исходит из того, что под документами, необходимыми для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, следует понимать документы, непредставление которых не позволяет органу контроля за уплатой страховых взносов осуществить такой контроль, одной из форм которого является выездная проверка.
В частности, в постановлении АС Дальневосточного округа от 18.02.2016 N Ф03-267/16 судьи пришли к выводу, что истребование карточек счетов и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 76 и 91.02 является обоснованным и произведенным в пределах полномочий органа контроля при проведении выездной налоговой проверки, поскольку документы относятся к регистрам бухгалтерского учета, а проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов, сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета и данными отчетов по страховым взносам, а также сверки сумм, указанных в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы. Верховный Суд РФ поддержал эту позицию (определение ВС РФ от 06.07.2016 N 303-КГ16-5234).
Вместе с тем, непредставление документов, не влияющих на порядок исчисления страховых взносов, суды не признают основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 48 Закона N 212-ФЗ (см., например, постановления АС Уральского округа от 28.01.2016 N Ф09-10727/15, АС Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 N Ф08-5309/14).
______________________________
*(1) Утверждены распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р.
*(2) Перечень документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 N 951н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.