Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ.
В то же время территориальные органы ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выносить решения по ним (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по этому акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.
Рассмотреть указанные материалы проверки и принять решение по ним руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов должен в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15-дневного срока, установленного для представления письменных возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 6 ст. 4, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение (ч. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ):
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
При этом из системного толкования норм Закона N 212-ФЗ следует, что рассматривает материалы проверки и принимает решение одно и то же лицо - руководитель или заместитель руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов.
Как указывают суды, данное правило позволяет плательщику страховых взносов, в отношении которого проводилась проверка, в полной мере реализовать право на свою защиту, в частности, путем предоставления устных объяснений представителем организации непосредственно лицу, которым будет принято решение (ч. 4 ст. 39 Закона N 212-ФЗ), имеющему в данном случае возможность наиболее полно исследовать материалы проверки и принять на основании исследованных обстоятельств законное решение. Поэтому в случае, если решение выносится лицом, не участвовавшем в рассмотрении материалов проверки, суды приходят к выводу о несоответствии принятого решения положениям Закона N 212-ФЗ и признают его недействительным (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.11.2014 N Ф08-8321/14).
Причем отсутствие представителя страхователя при рассмотрении материалов проверки (и, соответственно, его устных пояснений) не изменяют выводы судов о том, что обстоятельства рассмотрения материалов проверки объективно не могли быть известными иному должностному лицу, не участвовавшему в рассмотрении материалов проверки Поэтому должностное лицо, не участвовавшее в рассмотрении материалов проверки, объективно лишено возможности оценить надлежащим образом обстоятельства, выяснявшиеся при совершении соответствующего процессуального действия (постановление АС Московского округа от 07.07.2016 N Ф05-9124/16)
Требования к оформлению решений, принимаемых по итогам рассмотрения материалов проверки, определены в ч.ч. 9 - 11 ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются:
- обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;
- доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения;
- применяемые меры ответственности;
- размер выявленной недоимки и соответствующих пеней;
- подлежащий уплате штраф*(1);
- срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения:
- излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа;
- могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней;
- срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение;
- порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
При проведении ПФР и ФСС РФ совместной выездной проверки документальное оформление ее результатов, рассмотрение материалов проверки и вынесение итогового решения по ней осуществляется Фондами раздельно, каждым - в части администрируемых страховых взносов.
Используемые Фондами формы итоговых решений утверждены:
- для ПФР - постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п (приложения 18 и 19), а в части дополнительного социального обеспечения отдельных категорий работников - постановлением Правления ПФР от 15.02.2016 N 90п (приложения 18 и 19);
- для ФСС РФ - приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2 (приложения N 18 и N 19), а в части проверки правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - приказом ФСС РФ от 09.03.2010 N 37 (приложение N 8).
По итогам самостоятельной выездной проверки обособленного подразделения, проводимой в соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение правонарушения должно быть принято в отношении страхователя - юридического лица, а не его обособленного подразделения.
Необходимо учитывать, что структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного социального страхования, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений. Ответственность за неисполнение установленных обязанностей несет организация, в состав которой входит обособленное подразделение, а не само такое подразделение (ст. ст. 2, 5, 41 Закона N 212-ФЗ, ст. ст. 3, 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Поэтому решение, вынесенное в отношении обособленного подразделения, может быть признано судами недействительным (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 12902/10, постановления АС Московского округа от 30.12.2014 N Ф05-15709/14, ФАС Поволжского округа от 14.02.2013 N Ф06-10389/12 (определением ВАС РФ от 04.09.2013 N ВАС-7713/13 отказано в пересмотре дела), постановления Восьмого ААС от 12.02.2016 N 08АП-60/16, Второго ААС от 13.11.2015 N 02АП-9371/15, Четвертого ААС от 28.05.2014 N 04АП-1983/14).
В то же время, если организация была надлежащим образом извещена как о проведении проверки в отношении обособленного подразделения, так и о рассмотрении материалов выездной проверки, и в рассмотрении материалов проверки участвовал руководитель самой организации (или его представитель), то ссылку на обособленное подразделение в решении Фонда суд может признать формальной и не свидетельствующей о допущенном существенном нарушении, которое может служить основанием для признания этого решения незаконным (см. постановление Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15038/15).
Привлечение организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Причем привлечение к административной ответственности за такие нарушения осуществляется в соответствии с КоАП РФ (ч.ч. 3-4 ст. 40 Закона N 212-ФЗ).
______________________________
*(1) Размер санкций за выявленные правонарушения до 2015 года определялся Фондами с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность (п. 4 ч. 6 ст. 39 и ст. 44 Закона N 212-ФЗ).
Однако с 1 января 2015 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ, которыми исключена возможность применения таких обстоятельств руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал внесенные поправки не соответствующими Конституции РФ, обязав законодателя внести в законодательство РФ о страховых взносах изменения, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимание обстоятельства.
При этом Конституционный Суд РФ указал, что данный вывод не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы. Впредь до внесения соответствующих изменений в Закон N 212-ФЗ принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.