Проверки Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка
Полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обладает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Контроль включает в себя (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", далее - Закон N 171-ФЗ):
- государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме надзора за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также государственного надзора, осуществляемого при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов) (п. 5.3.8 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", далее - Положение N 154);
- лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая контроль за хранением остатков указанной продукции, возвратом их поставщику и (или) поставкой остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной организацией, имеющей лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, в случаях аннулирования или прекращения действия лицензии организации (кроме лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции), за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию, а также контроль за осуществлением консервации (расконсервации) основного технологического оборудования организации, лицензия которой была аннулирована или ее действие прекращено (п. 5.3.8.1 Положения N 154).
С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора (включая надзор в части розничной продажи) введен риск-ориентированный подход (п. 17 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент данный подход применяться не может: он предполагает разную частоту проверок для разных субъектов в зависимости от конкретных присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), при этом критерии присвоения этих категорий риска пока не утверждены (проекты соответствующих актов должны быть подготовлены к 15 мая 2017 года, см. пп. "ж" и "з" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
В рамках этой деятельности Росалкогольрегулирование проводит проверки юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и иных сельхозтоваропроизводителей в установленной сфере деятельности, а также индивидуальных предпринимателей в части розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (п. 5.6 Положения N154);
- государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации (пп. 3 п. 1 ст. 23, ст. 23.3 Закона 171-ФЗ). Проверочные мероприятия, проводимые в рамках данного вида надзора, в настоящих материалах не рассматриваются.
Предметом государственного контроля, возложенного на Росалкогольрегулирование, являются:
- соответствие проверяемой организации критериям и показателям, которым она должна отвечать в соответствии с законодательством (например, организационно-правовая форма, размер уставного капитала). Данная составляющая предмета контроля вытекает из целого ряда положений Закона N 171-ФЗ, в т.ч. из ст.ст. 8, 11, 16;
- соблюдение проверяемой организацией, КФХ или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных принципов, правил и требований, предусмотренных действующим законодательством о производстве, обороте и потреблении алкогольных напитков, этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также исполнение ими индивидуальных предписаний (например, наличие у проверяемого лица основного технологического производственного оборудования, своевременность подачи деклараций или извещения о начале оборота продукции, использование исключительно собственного винограда для производства вина либо винограда определенного происхождения). Эти лицензионные требования закреплены, например, в ст.ст. 2, 8, 9, 10.1, 10.2, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, в приказах лицензирующего органа, принятых в пределах его компетенции (о технических условиях хранения алкогольной продукции, о минимальных розничных ценах, о порядке ведения реестра виноградных насаждений);
- соответствие продукции (этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции) обязательным стандартам и требованиям (ч. 1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ).
Целью государственного контроля является обеспечение производства и нахождения в обороте только легальной алкогольной и спиртосодержащей продукции, этилового спирта, исключение из оборота фальсифицированного товара, который может причинить вред, в том числе здоровью населения. Эта цель преследуется на всех этапах становления и развития любого направления алкогольного бизнеса. Поэтому, исходя из периода осуществления и предмета, контроль, осуществляемый Росалкогольрегулированием, можно подразделить на предварительный и последующий.
Предварительный контроль состоит в принятии мер по недопущению наделения специальной правоспособностью юридического лица, не соответствующего требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим производство, закупку, хранение и поставки этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. В данном случае речь идет о предлицензионном контроле, который в обязательном порядке проводится после подачи заявления соискателей о выдаче лицензии и осуществляется в т.ч. в форме документарных и выездных проверок (п. 2 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
После получения лицензии каждый лицензиат подвергается последующему контролю, в ходе которого проверяется не только статусное соответствие субъекта, но и законность хозяйственной деятельности, которую он осуществляет. При этом последующий контроль Росалкогольрегулирования может выражаться как в форме текущего сопровождения оборота продукции, так и в форме целевых проверок субъектов предпринимательства (п. 6 ст. 23.2. Закона N 171-ФЗ).
Документы и законодательство в области производства и оборота алкоголя очень тесно связаны с нормами о налогах и сборах, о бухгалтерском учете, о регистрации юридических лиц и предпринимателей. Поэтому в процессе осуществления контроля Росалкогольрегулирование может выявить нарушения, не имеющие прямого отношения к соблюдению лицензионных требований. Разумеется, Росалкогольрегулирование не станет возбуждать административное дело по таким фактам (п. 5.7 Положения N 154), однако существует ряд соглашений между Росалкогольрегулированием и другими органами, согласно которым они информируют друг друга об обнаруженных во время проверки "чужих" нарушениях (например, соглашение "Об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка" от 17.03.2010 N 01-69/4/02-03/2ДН, соглашение "Об информационном взаимодействии между Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службой" от 29.03.2010 N 06-02/3ДН/ММ-27-2/2@). Так, по результатам проверок, проведенных Росалкогольрегулированием, в ФНС России направляются сведения о предполагаемых фактах уклонения от уплаты налогов, в ФТС России - информация о выявленных случаях нарушения порядка декларирования ввоза и вывоза этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. На основании этой информации в отношении данных организаций уже уполномоченными органами проводятся внеплановые выездные проверки.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Кого проверяет Росалкогольрегулирование?
Оформление Росалкогольрегулированием результатов проверки
Проверки, осуществляемые Росалкогольрегулированием в рамках лицензионного контроля
Наиболее распространенные нарушения, выявляемые при проведении проверок Росалкогольрегулированием
Обжалование решений, действий (бездействия) проверяющих должностных лиц Росалкогольрегулирования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах