Обязанности должностных лиц Росалкогольрегулирования при осуществлении проверок
В соответствии с положениями ст. 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица Росалкогольрегулирования при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений и обязательных требований (п. 1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. а) п. 7 Регламента N 224). Это обязывает объективно формировать ежегодные планы проведения проверок, вовремя реагировать на поступающие заявления, являющиеся основанием для проведения внеплановых проверок, а также принимать достаточные и необходимые меры реагирования на выявленные признаки правонарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Невыполнение указанной обязанности (например, непроведение проверки при наличии основания) или ее несвоевременное выполнение может свидетельствовать о противоправном бездействии должностных лиц.
Отметим, что судебная практика, связанная с признанием незаконными подобных деяний должностных лиц Росалкогольрегулирования, отсутствует. Однако подобная практика сложилась в отношении представителей иных административных органов. Так, бездействие Росприроднадзора, выразившееся в непроведении проверки соблюдения пользователем недр требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, условий недропользования, содержащихся в лицензиях, признано незаконным постановлением Седьмого ААС от 04.10.2013 по делу N А27-5104/2013;
2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого лица (в том числе вовремя уведомлять о начале проверки и знакомить с процессуальными документами, относящимися к проверке, рассматривать поступившие пояснения и документы) (п. 2 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. б) п. 7 Регламента N 224);
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением (п. 3 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. в) п. 7 Регламента N 224. Осуществление проверки без соответствующего приказа признается грубым нарушением, а ее результаты подлежат отмене (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ) (см. например, решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.07.2012 по делу N А14-11008/2012). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. в) п. 7 Регламента N 224). Однако, несмотря закрепленную недопустимость осуществления проверки (в том числе составления процессуальных документов) за пределами рабочего времени, суды признают нарушение этого правила несущественным, не влияющим на правильность выводов административного органа и законность результатов проверки (постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2010 по делу N А12-3959/2010);
5) проводить выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки, а когда проведение проверки требует согласования с органами прокуратуры, также - копии документа о соответствующем согласовании (п. 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. в) п.7 Регламента N 224).
Осуществление проверки без надлежащего согласования с прокуратурой считается грубым нарушением, а результаты такой проверки подлежат отмене (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Так, отсутствие доказательств согласования проведения проверки с органом прокуратуры стало одной из причин отказа в удовлетворении требований МРУ Росалкогольрегулирования о привлечении общества к административной ответственности (см. постановление Девятнадцатого ААС от 18.04.2012 по делу N А48-4470/2011);
6) не препятствовать уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (п. 5 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. г) п. 7 Регламента N 224). Представляется, что в данном случае воспрепятствование должно выражаться в каких-либо волевых действиях должностного лица (недопущение к проверяемому объекту одновременно с проверяющими, непринятие письменных пояснений). Арбитражная практика показывает, что такие действия, как указание в числе дней проверки нерабочих дат, хотя само по себе не принуждает к присутствию на ней представителя проверяемого лица, и, с другой стороны, не препятствует этому, однако противоречит установленному порядку проведения проверки, а соответствующие распоряжения о такой проверке должны признаваться незаконными в части указания сроков проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2014 N Ф02-6155/13);
7) предоставлять уполномоченному представителю проверяемого лица информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п. 6 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. д) п. 7 Регламента N 224), в том числе знакомить с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия (п. 7.1 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). При этом перечень конкретных документов, подлежащих вручению представителю юридического лица при проведении проверки, законом не определен (за исключением приказа о проведении проверки и акта проверки, а также документов, полученных от иных ведомств). Поэтому в отсутствие письменных требований проверяемого лица о предоставлении каких-либо документов либо замечаний, изложенных в процессуальных документах, доказать нарушение указанного обязательства практически невозможно. Подтверждением этого служит, например, постановление Второго ААС от 20.08.2009 по делу N А31-3618/2009. Кроме этого, несоблюдение таких требований не отнесено законодателем к числу грубых нарушений, влекущих признание результатов проверки недействительными, поскольку отсутствует в исключительном перечне ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ;
8) знакомить уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки (п. 7 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. е) п. 7 Регламента N 224). Факт ознакомления с итоговым актом и факт его получения свидетельствуется распиской уполномоченного представителя проверяемого лица в акте. В силу п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ непредставление акта проверки относится к грубым нарушениям и связано с признанием результата проверки недействительным. Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ. В то же время несоблюдение административным органом порядка вручения акта проверки (в частности, отсутствие в акте записи отказа представителя проверяемого лица в ознакомлении с актом или отказа в получении акта проверки) не свидетельствует о неисполнении административным органом обязанности по вручению акта проверки, следовательно, не влечет признание результатов проведенной проверки недействительными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2013 делу N А46-25590/2012);
9) принимать соразмерные, адекватные меры реагирования по фактам выявленных нарушений (п. 8 ст. 18 Закона N 294-ФЗ);
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании (п. 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). Таким образом закон закрепляет презумпцию виновности должностных лиц;
11) соблюдать сроки проведения проверки (п. 10 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. ж) п. 7 Административного регламента N 224). Речь идет как о начальном, так и о конечном сроках проверки. Обязанность дополняется п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, запрещающим превышать установленные сроки проведения проверки, нарушение которого причислено к грубым нарушениям закона, о чем прямо указано в п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ;
12) не требовать от проверяемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством (п. 11 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. з) п. 7 Регламента N 224). В силу п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ требование документов, не относящихся к предмету проверки, относится к грубым нарушениям и связано с признанием результата проверки недействительным. Перечень документов, допустимых к истребованию, не определен, однако он ограничивается целями, задачами и предметом проверки;
13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка (п. 12 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. и) п. 7 Регламента N 224);
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок при его наличии (п. 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. к) п. 7 Регламента N 224).
Статьей 15 Закона N 294-ФЗ также определены ограничения при проверке, не охваченные понятием "обязанности" должностных лиц. Так, последние не вправе:
- проверять выполнение требований, если они не относятся к полномочиям Росалкогольрегулирования (п. 1 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. а) п. 8 Регламента N 224). При этом запрещено проверять исполнение требований, установленных актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ, либо требований неопубликованных муниципальных актов (п. 1.1, п. 1.2 ст. 15 Закона N294-ФЗ);
- осуществлять выездную проверку в отсутствие уполномоченного представителя проверяемого лица, за исключением случая проведения внеплановой проверки по основанию, предусмотренному пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 закона N 294-ФЗ (п. 2 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. б) п. 8 Регламента N 224). Если отсутствие такого представителя повлекло невозможность проведения проверки, то проверяющие составляют акт о невозможности ее проведения с указанием соответствующих причин. Этот акт дает ведомству право в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок, но с вынесением нового приказа о проведении проверки (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ, письмо Росалкогольрегулирования от 14.02.2017 N Г-1332112-02);
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну (исключение - случаи, предусмотренные законом) (п. 5 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. д) п. 8 Регламента N 224);
- превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп. е) п. 8 Регламента N 224);
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб, если они не являются объектами проверки или не относятся к ее предмету, изымать оригиналы таких документов, отбирать их без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы (п. 3, п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ, пп.пп. в) и г) п. 8 Регламента N 224);
- требовать от проверяемых лиц документы и (или) информацию, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в перечень входят:
с 1 июля 2016 г. - сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), выписка из ЕГРП, кадастровые паспорт, справка и выписка (п.п. 88-93), копия свидетельства о поверке средств измерений (п. 96), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию (п. 22), сведения из Госреестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ (п. 75), сведения из заключения о соответствии или объекта требованиям пожарной безопасности (п. 35) и иные,
с 1 октября 2016 г. - сведения о транспортных средствах (п. 138) и иные,
с 1 января 2017 г. - сведения из заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений (п. 83) и иные.
При этом проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ);
- осуществлять выдачу лицензиатам или не лицензиатам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (п. 7 ст. 15, пп. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 7 Закона N 294-ФЗ, пп. ж) п. 8 Регламента N 224).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.