Воспрепятствование законной деятельности должностных лиц Росалкогольрегулирования при проведении ими проверки
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний Росалкогольрегулирования, несут ответственность (ч. 2 ст. 25 Закона N 294-ФЗ). Напомним также, что если выездная проверка фактически не может быть проведена из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, то проверяющие составляют акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин и вправе в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок, но с вынесением нового приказа о проведении проверки (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ, письмо Росалкогольрегулирования от 14.02.2017 N Г-1332112-02).
Воспрепятствование при проведении проверок осуществлению должностными лицами Росалкогольрегулирования прав, предусмотренных законом, если для реализации этих прав имеются все законные основания и организационные предпосылки, влечет ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. При этом воспрепятствование госоргану в осуществлении мероприятий по установлению соответствия организации лицензионным требованиям приравнивается к иным нарушениям лицензионных требований. Это подтверждается тем, что непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование лицензиата на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС и снятие с них показателей является основанием для аннулирования лицензии (абз. 14 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ).
Воспрепятствование может являться как активным действием проверяемого (непредоставление (ограничение) доступа должностных лиц на территорию или в помещение проверяемого лица), так и бездействием (невыполнение законных требований должностного лица, например, непредоставление документов, требуемых для достижения целей и задач проверки). Уклонение от проверки - намеренное исключение своего участия в процедурах проверки, провоцирующее затягивание, отложение таких процедур (в том числе неоформление доверенности на представителя, отсутствие на проверяемом объекте в течение периода, на который назначена проверка, неподписание актов об изъятии образцов, актов проверки). Например, постановлением Шестнадцатого ААС от 05.09.2012 по делу N А61-488/2012 было установлено, что правовые основания для проведения проверки Росалкогольрегулирования соблюдения лицензионных требований имелись (в т.ч. Приказ), а организационные причины (увольнение сотрудников, нахождение руководителя в отъезде и т.д.) не освобождает общество от обязанности соблюдать лицензионные требования, в том числе обеспечение доступа сотрудников контролирующего органа для проведения мероприятий по контролю. Кроме того, поскольку руководителем общества не было предпринято никаких мер по своевременному уведомлению административного органа о наличии обстоятельств, препятствующих проведению плановой проверки, суд признал доказанным факт воспрепятствования проведению проверки.
Не могут быть расценены как воспрепятствование и уклонение действия лица, в отношении которого проводится проверка, если действия должностных лиц, выполнению которых препятствует проверяемый, не основаны на законе. Например, лицами не предъявлены служебные удостоверения или приказ о назначении проверки; в приказе указано иное лицо, подлежащее проверке, к изъятию образцов привлечены лица, не указанные в качестве экспертов в основании проверки, контрольные мероприятия осуществляются за пределами сроков, установленных приказом о проведении проверки, запрошенные должностными лицами документы не относятся к предмету проверки и т.п.
Правом составления протоколов по делам о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) (ст. 19.4.1 КоАП РФ) наделяются сами должностные лица Росалкогольрегулирования (абз. 3 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.