Выездные проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Выездные проверки Росалкгольрегулирования могут быть как плановыми (кроме проверок в отношении соискателей лицензии) (ч. 11 ст. 9 Закона N 294 ФЗ, п. 8 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ), так и внеплановыми (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 2 и п. 8 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ). Проводятся по месту нахождения проверяемой организации (то есть по юридическому адресу, который указан в качестве такового в ЕГРЮЛ) и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности (абз. 2 п. 69 Регламента N 224, п. 61 Регламента N 335). Организации, официальное место нахождения которых не совпадает с реальным адресом и не используется для связи с юридическим лицом, имеют риск неполучения должным образом направленного или вручаемого уведомления о начале проверки.
Проверка лицензиатов длится не более 20 рабочих дней, но её срок может быть увеличен до 40 рабочих дней, если необходимо провести экспертизу (исследования, испытания, расследования), перевести документы на русский язык и т.п. - об этом говорит п. 12 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ. Поскольку этот пункт разрешает продлять срок любых проверок лицензиатов, а в данном случае его нормы имеют приоритет перед правилами Закона N 294-ФЗ (см. п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), можно сделать вывод, что до 40 рабочих дней продлеваются, в том числе, и сроки внеплановых выездных проверок лицензиатов. А поскольку соискатели не упоминаются в п. 12 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ, то сроки их проверок исчисляются целиком по правилам Закона N 294-ФЗ: срок проверки - не более 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) и увеличивать его нельзя (ч. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ), ведь проверки соискателей могут быть только внеплановыми. При этом, по вышеуказанным причинам, плановые выездные проверки соискателей - субъектов малого предпринимательства можно однократно приостановить на срок не более 10 рабочих дней, если Росалкогольрегулирование запросило и ожидает в рамках межведомственного информационного взаимодействия от других госорганов документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Конкретный срок приостановления определяется руководителем органа Росалкогольрегулирования. Проверяющие не вправе посещать проверяемое лицо в период приостановления проверки (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Выездная проверка лицензиата, по мнению ведомства, не может быть приостановлена в связи с таким межведомственным запросом (письмо Росалкогольрегулирования от 26.06.2016 N 17509/02-01).
Выездная проверка осуществляется на основании приказа руководителя (его заместителя) органа Росалкогольрегулирования о назначении проверки (пп. б п. 67 Регламента N 224, п. 60 Регламента N 335). Проведение плановых выездных проверок в отношении лицензиатов, имеющих обособленные подразделения на территории нескольких федеральных округов, осуществляется на основании приказов центрального аппарата Росалкогольрегулирования о проведении плановой проверки (п.п. 33, 53 Регламента N 224). Решение о проведении выездной проверки принимается, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении Росалкогольрегулирования, или оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без выезда по месту нахождения проверяемого объекта (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В отношении соискателей выездная проверка на соответствие деятельности заявителя лицензионным требованиям и условиям проводится обязательно как часть процедуры по выдаче лицензии, продлении лицензии или переоформлении лицензии (п.п. 60, 115, 104 Регламента N 335).
Исходя из содержания ч.ч. 4-7 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ предметом выездной проверки могут быть:
- сведения, содержащиеся в заявлениях о выдаче, переоформлении, продлении срока лицензии и прилагаемых к ним документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям;
- сведения о деятельности лицензиата, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
- соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При этом понятие выездной проверки не предполагает, что она сводится лишь к процедуре осмотра объекта, помещений и оборудования. Проверяемое лицо обязано предоставить должностным лицам Росалкогольрегулирования, проводящим выездную проверку, также возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки. Однако эта обязанность возникает у проверяемого, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ): все те документы и сведения, которые уже предоставлялись ведомству во время документарной проверки, во время выездной требовать запрещено (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проверки, указывается в приказе о назначении проверки (пп. 10 п. 31, пп. 10 п. 51 Регламента N 224). Об их наличии и корректности содержания стоит позаботиться заранее. Нужно быть готовым, что Росалкогольрегулирование для проведения проверки может запросить документы на складское и производственное оборудование и приборы измерения, договоры на отопление, водоснабжение и охрану складского помещения, журнал регистрации температуры и влажности, кадровые документы на работников склада и ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность (в том числе инструкции и журналы инструктажа), а также документы, сопровождающие оборот алкоголя (спирта, спиртосодержащей продукции). Однако до получения запроса не стоит по собственной инициативе "подкладывать" проверяющим лишние документы.
С 1 июля 2016 года Росалкогольрегулирование не вправе требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ. В частности, в перечень входят:
с 1 июля 2016 г. - сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), выписка из ЕГРП, кадастровые паспорт, справка и выписка (п.п. 88-93), копия свидетельства о поверке средств измерений (п. 96), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию (п. 22), сведения из Госреестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ (п. 75), сведения из заключения о соответствии или объекта требованиям пожарной безопасности (п. 35) и иные,
с 1 октября 2016 г. - сведения о транспортных средствах (п. 138) и иные,
с 1 января 2017 г. - сведения из заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений (п. 83) и иные.
Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Перед началом выездной проверки должностные лица Росалкогольрегулирования обязаны предъявить служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. 1 п. 68 Регламента N 224, п. 63 Регламента N 335) и ознакомить уполномоченного представителя проверяемых организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, предпринимателя с распоряжением о назначении выездной проверки, полномочиями проводящих выездную проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 68 Регламента N 224). При этом к проведению выездной проверки привлекаются экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся его аффилированными лицами (ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ). Если при проверке лицензиата или соискателя лицензии возникают вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, Росалкогольрегулирование назначит экспертизу, которую проводят, как правило, ее собственные эксперты (либо иные, обязательно аккредитованные, если силами экспертов Росалкогольрегулирования провести эту экспертизу невозможно) (п. 14 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ). Отбор образцов для исследований осуществляют должностные лица Росалкогольрегулирования (п. 81 Регламента N 224).
Уполномоченное лицо проверяемых организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, предпринимателя обязано обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам и вправе сопровождать их при проведении осмотра (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. б п. 10, пп. а п. 9 Регламента N 224).
Для фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, могут осуществляться звукозапись, фото- и видеосъемка (п. 14 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ), в частности, при оформлении протокола отбора образцов (проб) продукции (абз. 3 п. 83 Регламента N 224). При этом рекомендуется использовать собственные средства видео- и фотофиксации хода проверки, в том числе дублировать зафиксированные проверяющими факты и обстоятельства.
Если же выездная проверка фактически не может быть проведена из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, то проверяющие составляют акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин и вправе в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок, но с вынесением нового приказа о проведении проверки (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, письмо Росалкогольрегулирования от 14.02.2017 N Г-1332112-02).
Подробный перечень конкретных мероприятий, проводимых должностными лицами Росалкогольрегулирования при осуществлении выездной проверки лицензиатов, приведен в п. 80 Регламента N 224 и в п.п. 64-66 Регламента N 335.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.