Проверки, осуществляемые Росалкогольрегулированием в рамках лицензионного контроля
Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя (п. 1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ):
- лицензионный контроль (за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- государственный надзор (за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- государственный надзор за использованием подлежащего госрегистрации основного технологического оборудования для производства этанола (см. также ст. 23.3 Закона 171-ФЗ).
Росалкогольрегулирование вправе проводить проверки деятельности в любом из указанных случаев. Особенности проверок в рамках лицензионного контроля состоят в следующем:
1. Проверке подлежат лицензиаты (в рамках собственно лицензионного контроля, п. 6 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ) и соискатели лицензий и лицензиаты, желающие переоформить или продлить срок действия лицензии (это так называемый предлицензионный контроль - см. п.п. 2-5 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ). В обоих случаях Росалкогольрегулирование проверяет соответствие лицензионным требованиям помещений и оборудования, которые используются (или предполагаются к использованию) при осуществлении лицензируемого вида деятельности (п.п. 5 и 7 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ), а если речь идет об алкоголе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, дополнительно проверяются лаборатории химического и технологического контроля производства (п. 5 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ). Помимо этого, в отношении соискателей проверяют те сведения, которые содержатся в представленных ими заявлении и документах. А в отношении лицензиатов - все имеющиеся сведения, а сверх того, контролируют исполнению предписаний (п.п. 4 и 7 ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).
2. Следовательно, в рамках лицензионного контроля Росалкогольрегулирование не вправе прийти к производителям пива, медовухи и прочим субъектам, занимающимся видами деятельности, не подлежащими лицензированию (см. п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ), а также к обычным розничным продавцам алкоголя (не сельхозтоваропроизводителям), поскольку лицензии на этот вид деятельности выдает не Росалкогольрегулирование, а субъекты РФ (п. 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Контроль за указанными субъектами со стороны Росалкогольрегулирования возможен только в рамках госнадзора за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Сельхозтоваропроизводители, которые получили от Росалкогольрегулирования лицензию на розничную продажу собственной винодельческой продукции (абз. 9 ст. 5 Закона N 171-ФЗ), подлежат лицензионному контролю (ст. 23.2 Закона N 171-ФЗ).
3. К проверкам в рамках лицензионного контроля положения закона N 294-ФЗ применяются не в полном объеме, а с особенностями. Особенности касаются вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры (см. п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
4. Регламент N 224 не применяется при проведении проверок соискателей лицензий (п. 1 Регламента N 224) и применяется, если Росалкогольрегулирование проверяет лицензиата (п. 4 Регламента N 224). Проверки соискателей лицензии (включая проверки при продлении или переоформлении лицензии) проводятся по процедуре, установленной п.п 58 - 70, п. 115, п. 104 Регламента N 335.
5. С 18 марта 2017 года в данной сфере надзора (включая надзор в части розничной продажи) введен риск-ориентированный подход (п. 17 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). В настоящий момент данный подход применяться не может: он предполагает разную частоту проверок для разных субъектов в зависимости от конкретных присвоенных им категорий риска (см. ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ), при этом критерии присвоения этих категорий риска еще не утверждены (проекты соответствующих актов должны быть подготовлены к 15 мая 2017 года, см. пп. "ж" и "з" п. 3.1 постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
Тема
Проверки Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка
См. также
Плановые проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов
Внеплановые проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Документарные проверки Росалкогольрегулированием соискателей и лицензиатов
Выездные проверки Росалкогольрегулированием лицензиатов и соискателей
Подготовка к проверке Росалкогольрегулированием, осуществляемой в рамках лицензионного контроля
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.