Наиболее распространенные нарушения, выявляемые при проведении проверок Росалкогольрегулированием
КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, связанных с производством или оборотом алкогольной (спиртосодержащей) продукции. Среди них следует отметить:
- ч. 1 ст. 14.16 (розничная продажа этилового спирта, в т.ч. одноименной фармацевтической субстанции, или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (кроме случаев, предусмотренных законом));
- ч. 2 ст. 14.16 (поставка, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без товаротранспортных документов или с нарушением правил их оформления);
- ч. 2.1 ст. 14.16 (розничная продажа несовершеннолетним алкоголя);
- ч. 3 ст. 14.16 (нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции);
- ч. 1 ст. 14.17 (производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований);
- ч. 2 ст. 14.17 (производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований);
- ч. 3 ст. 14.17 (производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии);
- ст. 14.18 (использование этилового спирта из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции);
- ст. 14.19 (нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- ч. 1 ст. 15.12 (выпуск товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения обязательной информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации);
- ч. 2 ст. 15.12 (продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта);
- ст. 15.13 (уклонение от подачи деклараций, их несвоевременная подача, включение в декларации заведомо искаженных данных);
- ч. 1 ст. 14.10 (незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара);
- ч. 2 ст. 14.10 (производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара).
Для уточнения отдельных признаков составов указанных правонарушений следует обращаться к КоАП РФ.
Региональное законодательство может содержать указания на "алкогольные" административные правонарушения, которые, как правило, касаются нарушения ограничений времени розничной торговли алкоголем или изготовления и сбыта напитков домашней выработки (см., например, п. 1 ст. 14.1 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности"). Об ограничении времени продажи алкогольной продукции см. справку.
На практике иногда возникают вопросы в отношении правомерности перевозок алкоголя индивидуальными предпринимателями. Росалкогольрегулирование считает такие перевозки незаконными (см., например, письмо от 29.04.2013 N 8877/10-01).
Наиболее частыми нарушениями действующего законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, которые выявляются Росалкогольрегулированием по итогам проверок являются:
1) отсутствие сопроводительных документов, перечисленных в ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ (ч. 2 ст.14.16 КоАП РФ). При обнаружении данного обстоятельства следует немедленно принять меры по восстановлению документа (или доставке его в место хранения продукции);
2) ненадлежащее заполнение товарно-транспортных накладных (ТТН) в части заполнения всех реквизитов (в т.ч. отсутствие подписей о принятии груза к перевозке, незаполнение реквизитов путевого листа, номеров доверенностей, вида перевозки, и иных полей документа). При заполнении ТТН в полях с реквизитами, которые не являются обязательными и по каким-либо причинам организацией не указываются, рекомендуется прочерки. В противном случае формально такие обстоятельства и факты образуют состав нарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ;
3) расхождение между фактическим наличием товара (алкогольной продукции) на складе и данными бухгалтерского учета. Хотя судебная практика показывает, что квалификация данного обстоятельства по ст. 14.19 КоАП РФ не обоснована (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2010 по делу N А79-4149/2010), однако следствием выявления таких расхождений может стать более тщательная проверка на предмет контрафактности товара;
4) нарушение порядка заполнения деклараций, утвержденного приказами Росалкогольрегулирования (указание в них реквизитов банков покупателя вместо реквизитов самого покупателя (чем фиксируется поставка организациям без лицензии, что в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ является основанием для приостановления действия лицензии), некорректное отражение оптовым поставщиком возвратов алкогольной продукции от организаций розничной торговли (операция отражается как закупка);
5) отсутствие в долгосрочных договорах аренды отметки об их государственной регистрации (в связи с чем договор не может считаться заключенным (п. 2 ст. 651 ГК РФ), а лицензионное требование, предусмотренное ч. 2.3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, соблюденным);
6) нарушение температурного режима, а также иных условий хранения продукции (например, расположение строительных конструкций складского помещения не в соответствии с технической документации на здание);
7) наличие в продукции посторонних включений, в нарушение требований государственных стандартов. В соответствии с положениями п. 1 ст. 25 и п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконным обороте, ее реализация запрещена. По смыслу Закона N 171-ФЗ ее производство и (или) оборот является нарушением лицензионных требований. Однако ответственность за такие нарушения наступает не на по ч. 1 или 2 ст. 14.17 КоАП РФ, а по ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17 и устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем и продавцом требований техрегламентов или обязательных требований к продукции (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции");
8) указание в лицензии адреса, не позволяющего индивидуализировать объект недвижимости, неточное указание адреса склада в товарных накладных, товарно-транспортных накладных, несоответствие юридического адреса, указанного в лицензии фактическому юридическому адресу. Выявление таких расхождений расценивается как нарушение лицензионных требований (ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ). В связи с этим в сопроводительных документах на алкогольную продукцию необходимо буквально "прописывать" юридический адрес и адрес склада, указанные в лицензии. Осуществление лицензируемой деятельности на базе обособленного подразделения, не указанного в лицензии, квалифицируется не в качестве деятельности без лицензии, а как нарушение лицензионных требований (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.