Декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции как предмет проверки Росалкогольрегулирования
При проверке должностными лицами Росалкогольрегулирования деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции уделяется внимание следующим показателям:
- факт подачи организацией всех необходимых форм деклараций исходя из вида принадлежащей ей лицензии на производство и (или) оборот продукции. Перечень и вид деклараций определяется на основании Правил представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815);
- своевременность подачи деклараций. Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15 Правил N 815);
- достоверность сведений, содержащихся в декларациях. В первую очередь проверяется правильность отображения в декларации сведений о лицензиях (как проверяемого, так и иных лиц, указанных в декларации) путем сверки с информацией, которая содержится в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Реестр лицензий), а также действительность лицензий в периоды совершенных операций.
Должностными лицами анализируются также:
- соотношения объемных показателей, представленных в декларации, в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Порядок N 231), правильность арифметического подсчета данных, отраженных в декларации;
- сведения об объемах закупки, производства и поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, указанные в декларациях, на предмет их соответствия сведениям, указанным в уведомлениях о закупке (поставке) этилового спирта (в соответствии с Порядком представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 N 42), а также зафиксированным в ЕГАИС;
- соответствие объемов поставок и закупок, отраженных в декларациях лицензиата и нелицензиата, тем сведениям, которые отражены поставщиками и покупателями этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в своих декларациях (встречная проверка). При наличии расхождений по декалитрам данные, которые предоставил поставщик, необходимо перепроверять на основании первичной документации;
- сведения, отраженные в декларациях и уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомлениях о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта;
- сведения о перевозке продукции автомобильным транспортом, отраженные в декларациях, с информацией, зафиксированной в автоматизированной системе контроля перевозок указанной продукции.
Наиболее типичными ошибками при оформлении деклараций являются:
- неправильное отражение даты оприходования алкогольной продукции. В декларациях следует указывать дату отгрузки продукции поставщиком (абз. 19 п. 9.2, абз. 11 п. 14.5 Порядка N 231);
- некорректное указание сведений о лицензии (например в связи с подменой понятий регистрационного (реестрового) номера лицензий и серийного (бланочного), указание несуществующих или недействующих реквизитов);
- неверное указание ИНН, КПП поставщиков (покупателей). Это возможно как из-за ошибки при заполнении деклараций, так и в связи с тем, что в Реестре лицензий числятся неверные данные. В первом случае ошибка устраняется путем подачи корректирующей декларации (абз. 1, 2 п. 20 Правил N 815), во втором - необходимо отправить официальное письмо в Росалкогольрегулирование с просьбой исправить несоответствие;
- неправильное отражение внутреннего перемещения или возврата продукции;
- пересортица товара.
В любом случае ошибки нужно постараться выявить и устранить в процессе подготовки к проверке, до визита Росалкогольрегулирования, поскольку во время ее проведения организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период (абз. 4 п. 20 Правил N 815). Обнаружение же ошибок в период проверки является основанием: минимум - для вынесения предписания об их устранении (путем предоставления корректирующей декларации), максимум - для привлечения к административной ответственности на основании ст. 15.13 КоАП РФ соответственно за уклонение от подачи декларации либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. Также в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, если в течение отчетного года несколько раз предоставлялись недостоверные данные, Росалкогольрегулирование имеет право лишить лицензии в судебном порядке.
Правильность представления деклараций проверяется по процедуре Административного регламента Росалкогольрегулирования, утвержденного его же приказом от 03.04.2014 N 84 (далее - Регламент N 84). Согласно п.п. 31, 35 Регламента N 84, в течение 12 рабочих дней со дня окончания установленного срока представления деклараций сотрудники Росалкогольрегулирования составляют список лиц, не представивших декларации к нужному сроку. В следующие три дня направляют этим лицам предписания о представлении необходимых деклараций (пп. 3 п. 31, пп. 3 п. 35 Регламента N 84). И уже в случае неисполнения предписания проводится внеплановая (выездная или документарная) проверка "провинившегося лица" (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 35 Регламента N 84).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.