Обжалование решений, действий (бездействия) проверяющих должностных лиц Росалкогольрегулирования
Законодательство предусматривает несколько способов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона N 294-ФЗ оспорить (обжаловать) действия (бездействие) должностных лиц Росалкогольрегулирования возможно в административном или в судебном порядке. Правом обжалования наделены руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки (п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Т.е. круг лиц не ограничен только законным представителем организации, и лицо, полномочия которого подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, также имеет право подать жалобу.
Вполне определенной является процедура подачи возражений на акт проверки или предписание, выданное должностным лицом по итогам контрольного мероприятия. В соответствии с п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля (надзора) возражения в письменной форме (в т.ч. в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица) в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Возможность продления пятнадцатидневного срока законом не предусмотрена. Игнорировать право на подачу возражений не рекомендуется. Во-первых, в них можно подробно изложить и обосновать свою позицию, зафиксировав несогласие с точкой зрения административного органа и получив от него мотивированный ответ. Во-вторых, право на подачу возражений не исключает судебного обжалования тех же самых деяний.
Административный порядок оспаривания действий (бездействий) должностных лиц предполагает подачу жалобы на действия (бездействие) должностного лица государственного органа во внесудебном порядке (п. 122 Регламента N 224). Такая жалоба рассматривается самим органом, осуществлявшим государственную функцию контроля, в данном случае Росалкогольрегулированием. Если оспаривается решение руководителя органа, жалоба подается в вышестоящий орган (в порядке подчиненности) (п. 138 Регламента N 224). Эта жалоба может быть подана в форме электронного документа или в письменной форме (в том числе в ходе личного приема) (п. 130 Регламента N 224). Регламентом предусмотрены обязательные и дополнительные элементы содержания жалобы (п.п. 131, 134 Регламента N 224). К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к ней, заинтересованное лицо в пятидневный срок с момента регистрации жалобы уведомляется о последствиях (рассмотрение жалобы и принятие решения будут осуществляться без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены) (п. 135 Регламента N 224).
Лицо, обратившееся в с жалобой, имеет право на получение копий документов и материалов, касающихся существа жалобы (п. 137 Регламента N 224).
Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 15 дней с момента ее регистрации до направления ответа заинтересованному лицу. Если обращение требует дополнительного изучения и проверки, то срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 15 дней, о чем сообщается жалобщику (п. 139 Регламента N 224).
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю лицу в письменной форме и (или), по желанию, в электронной форме (п. 141 Регламента N 224).
Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов (п. 142 Регламента N 224).
Статья 22 Закона N 171-ФЗ предусматривает возможность создания для рассмотрения жалобы по обращению заявителя независимой экспертной комиссии с участием заявителя, представителей лицензирующих органов и независимых специалистов для проведения экспертизы. Положения о таких комиссиях должны быть утверждены Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов.
В отсутствии иных правовых норм возражения на акт или предписание, поданные в Росалкогольрегулирование, будут рассматриваться по правилам, закрепленным в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", - в течение 30 дней с даты регистрации обращения (возражения) (ч. 1 ст. 12 указанного закона).
Помимо указанных способов выражения несогласия с действиями должностных лиц Росалкогольрегулирования организации вправе воспользоваться правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц Росалкогольрегулирования, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое заявление в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Подавая указанное заявление, следует понимать, что характерной чертой ненормативного правового акта, возможность обжалования которого предусмотрена в арбитражном суде, является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия. Такими признаками, безусловно, обладает предписание должностного лица. В то же время, например, акт проверки помимо фиксации выявленных нарушений не содержит каких-либо обязательных предписаний, распоряжений, влекущих для заявителя юридические последствия. Акт проверки не устанавливает, не изменяет и не отменяет какие-либо права и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не определяет меру ответственности, в силу чего не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде (постановления Девятого ААС от 27.03.2017 N 09АП-8693/17, ФАС Центрального округа от 23.07.2010 по делу N А54-5267/2009С3).
При обжаловании актов, действий (бездействия) должностных лиц действует принцип презумпции их виновности, закрепленный в п. 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, в соответствии с которым при проведении проверки на должностных лиц Росалкогольрегулирования возлагается обязанность по доказыванию обоснованности своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.
Проверяемое лицо может также обжаловать постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом Росалкогольрегулирования по подведомственным делам. Порядок такого обжалования регламентирован ст.ст. 30.1-30.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу или непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Сведения и об обжаловании проверки, и о результатах этого обжалования вносятся в Единый реестр проверок (пп. "е", "ж" п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июль 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.