Выездные проверки Росалкогольрегулированием в рамках надзора за соблюдением требований к алкогольной продукции
Выездные проверки Росалкогольрегулированием могут быть как плановыми (ч. 11 ст. 9 Закона N 294 ФЗ), так и внеплановыми (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) и проводятся по месту нахождения проверяемой организации, ИП (то есть по адресу, который указан в качестве такового в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)) и (или) по месту фактического осуществления деятельности (абз. 2 п. 69 Регламента N 224). Организации, официальное место нахождения которых не совпадает с реальным адресом и не используется для связи с юридическим лицом, имеют риск неполучения должным образом направленного или вручаемого уведомления о начале проверки. То же относится к индивидуальным предпринимателям, не проживающим по тому месту жительства, сведения о котором содержатся в ЕГРИП.
Выездная проверка осуществляется на основании приказа руководителя (его заместителя) органа Росалкогольрегулирования о назначении проверки (пп. б п. 67 Регламента N 224). Проведение выездных проверок в отношении нелицензиатов, имеющих обособленные подразделения на территории нескольких федеральных округов, осуществляется на основании приказов центрального аппарата Росалкогольрегулирования (п.п. 33, 53 Регламента N 224). Решение о проведении выездной проверки принимается, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росалкогольрегулирования, или оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям, без выезда по месту нахождения проверяемого объекта (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).
При этом понятие выездной проверки не предполагает, что она сводится лишь к процедуре осмотра объекта, помещений и оборудования. Проверяемое лицо обязано предоставить должностным лицам Росалкогольрегулирования, проводящим выездную проверку, также возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки. Однако эта обязанность возникает у проверяемого, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ): все те документы и сведения, которые уже предоставлялись ведомству во время документарной проверки, во время выездной требовать запрещено (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).
Перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проверки, указывается в приказе о назначении проверки (пп. 10 п. 31, пп. 10 п. 51 Регламента N 224). Об их наличии и корректности содержания стоит позаботиться заранее. Однако до получения запроса не стоит по собственной инициативе "подкладывать" проверяющим лишние документы.
С 1 июля 2016 г. при проведении проверки проверяющие не вправе требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ). В частности, в перечень входят сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 129 и п. 131), выписка из ЕГРП, кадастровые паспорт, справка и выписка (п.п. 88-93), копия свидетельства о поверке средств измерений (п. 96), сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию (п. 22), сведения из Госреестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ (п. 75), сведения из заключения о соответствии или объекта требованиям пожарной безопасности (п. 35), сведения о транспортных средствах (п. 138), сведения из заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и (или) складских помещений (п. 83), сведения из реестра виноградных насаждений (п. 155) и иные.
Однако проверяемое лицо вправе (но не обязано) предоставить такие документы и сведения по собственной инициативе (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ).
Перед началом выездной проверки должностные лица Росалкогольрегулирования обязаны предъявить служебные удостоверения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. 1 п. 68 Регламента N 224) и ознакомить уполномоченного представителя проверяемого лица с распоряжением о назначении выездной проверки, полномочиями проводящих выездную проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 68 Регламента N 224). При этом к проведению выездной проверки привлекаются экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся его аффилированными лицами (ч. 6 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
Уполномоченное лицо проверяемой организации, крестьянского (фермерского) хозяйства, предприниматель обязаны обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам и вправе сопровождать их при проведении осмотра (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 2 ст. 23 Закона N 171-ФЗ, пп. б п. 10, пп. а п. 9 Регламента N 224), кроме периода приостановления плановой выездной проверки субъекта малого бизнеса (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ) в связи с тем, что Росалкогольрегулирование запросило и ожидает в рамках межведомственного информационного взаимодействия от других госорганов документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Для фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, могут осуществляться звукозапись, фото- и видеосъемка, в частности, при оформлении протокола отбора образцов (проб) продукции (абз. 3 п. 83, пп. 11 п. 86 Регламента N 224). При этом рекомендуется использовать собственные средства видео- и фотофиксации хода проверки, в том числе дублировать зафиксированные проверяющими факты и обстоятельства.
Если же выездная проверка фактически не может быть проведена из-за отсутствия руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, то проверяющие составляют акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин и вправе в течение ближайших трех месяцев явиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок, но с вынесением нового приказа о проведении проверки (ч. 7 ст.12 Закона N 294-ФЗ, письмо Росалкогольрегулирования от 14.02.2017 N Г-1332112-02).
Подробный перечень конкретных мероприятий, проводимых должностными лицами Росалкогольрегулирования при осуществлении выездной проверки нелицензиатов, приведен в п. 86 Регламента N 224. Так, должностных лиц Росалкогольрегулирования интересуют правоустанавливающие документы, вся документация на используемые нелицензиатом при осуществлении деятельности помещения и оборудование, факт принятия оборудования на баланс и само оборудование, наличие необходимых счетчиков и их поверка, целостность нанесенных пломб, а кроме того, наличие сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота продукции, и, разумеется, соответствие документов об обороте продукции имеющимся фактическим данным. Помимо этого, должностные лица Росалкогольрегулирования проверят соответствие производства действующей нормативно-технической документации, ГОСТам по производству продукции.
При осуществлении надзора за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции органы Росалкогольрегулирования НЕ ВПРАВЕ надзирать за соблюдением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также осуществлять надзор при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в части их соответствия требованиям технических регламентов (п. 5.3.8 Положения N 154).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.