Проверки Росалкогольрегулированием в рамках надзора за соблюдением обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя одноименный федеральный государственный контроль (надзор) и региональный контроль в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 23 Закона N 171-ФЗ).
Федеральный госконтроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя (п. 1.1. ст. 23 Закона N 171-ФЗ):
- лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме розничной продажи, в том числе при оказании услуг общепита);
- лицензионный контроль за производством, поставками, хранением и розничной продажей винодельческой продукции, произведенной сельхозпроизводителями;
- государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области производства, закупки/импорта, поставок/экспорта, хранения и перевозок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - надзор за соблюдением обязательных требований, см. также ст. 23.1 Закона N 171-ФЗ);
- государственный контроль (надзор) за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общепита, в части соблюдения ряда требований закона, в целях выявления и пресечения незаконных производства и операций с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией: об использовании оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; о товаросопроводительной документации; о требованиях к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, о налогообложении и маркировке алкоголя, об учете и декларировании объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции;
- государственный надзор за использованием подлежащего госрегистрации основного технологического оборудования для производства этанола (см. также ст. 23.3 Закона 171-ФЗ). Мероприятия в рамках надзора за использованием указанного оборудования в настоящих материалах не рассматривается.
Росалкогольрегулирование вправе проводить проверки деятельности в любом из указанных случаев. Особенности проверок в рамках государственного надзора надзора за соблюдением обязательных требований (далее также - госнадзор) состоят в следующем:
1. С этой проверкой Росалкогольрегулирование может прийти не только к своим лицензиатам, но и к нелицензиатам, к которым относятся, во-первых:
юридические лица, не имеющие лицензий, предусмотренных ст. 18 Закона N 171-ФЗ (выданных Росалкогольрегулированием), и осуществляющие
- производство и оборот фармацевтической субстанции этилового спирта, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
- розничную продажу спиртосодержащей продукции;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
- перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении (п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, п. 4 Регламента N 224).
Во-вторых, к нелицензиатам относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков на основе пива, сидра, пуаре и медовухи (п. 1 ст. 18, п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, п. 5.6 Положения N 154). Однако положения Регламента N 224 регулируют порядок проверки исключительно юридических лиц и не регламентируют проверку деятельности предпринимателей (п. 4 Регламента N 224).
2. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например соблюдения порядка и правильности учета и отражения операций, связанных с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, своевременности подачи деклараций и предоставления иных документов и прочее) (п. 4 ст. 23.1. Закона N 171-ФЗ).
3. К проверкам в рамках государственного надзора положения Закона N 294-ФЗ применяются в полном объеме, без каких-нибудь особенностей (какие, например, предусмотрены для лицензионного контроля, осуществляемого Росалкогольрегулированием, см. п. 2 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ) (п. 3 ст. 23.1. Закона N 171-ФЗ).
4. К проверкам в рамках государственного надзора применяются, дополнительно, положения Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (п. 3 ст. 23.1. Закона N 171-ФЗ).
5. Проверки организаций в рамках госнадзора за соблюдением обязательных требований регламентируются нормами Регламента N 224 (п.п. 1 и 4 Регламента N 224).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.