Внеплановые миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
Решение может применяться к проверкам в рамках госконтроля за трудовой деятельностью иностранных работников, работодателей, заказчиков работ (услуг) и к проверкам исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Проверки в рамках миграционного контроля могут быть плановыми и внеплановыми (ст.ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ). Внеплановые проверки проводятся не по заранее утвержденному плану, а в случае наступления определенных обстоятельств (оснований для проведения внеплановой проверки). Согласно п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности в части основания для проведения проверок в сфере миграционного контроля могут устанавливаться иным федеральным законом, которым является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Эти особенности касаются проверок, проводимых в рамках контроля за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), а также контроля за исполнением организациями и предпринимателями обязанностей принимающей (приглашающей) стороны (п. 2 ст. 32 Закона N115-ФЗ)*(1).
Итак, основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения предписания, которое уже выдано ФМС (МВД) в адрес работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны по итогам прошлой проверки (пп. 1 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 39.4 Регламента*(2));
- поступление в МВД информации, обращений и заявлений от граждан (включая ИП), организаций, органов власти и МСУ, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований (пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 39.5 Регламента). Такой информацией могут "поделиться" другие органы надзора, которые узнали о нарушениях во время своих проверок (например, Роспотребнадзор, налоговая и т.п). Более того, органы власти обязаны переслать в МВД России полученные в свой адрес обращения о фактах возможных нарушений в сфере миграции, причем с 01.01.2015 предусмотрен сокращенный срок для переадресации и рассмотрения именно таких сообщений (5 и 20 дней) - см. ч. 3.1 ст. 8 и ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Если в таком сообщении нет достоверных сведений о нарушителе миграционного законодательства или приведены обрывочные, скупые факты, МВД вправе (но не обязано) провести так называемую предварительную проверку поступившей информации. В ходе такой проверки МВД может провести мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, а также запросить, в том числе устно, дополнительные пояснения, сведения, документы как у автора обращения, так и у того лица, о деятельности которого и поступила информация (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Отвечать на такой запрос в принципе необязательно, однако это может быть в интересах самого проверяемого лица.
Кроме того, если у МВД возникнут обоснованные сомнения в авторстве поступившего заявления (сообщения, обращения), сотрудники ведомства должны, обязаны принять разумные к установлению того лица, которое составило и отправило документ (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Электронные обращения (через интернет-сервисы и по E-mail) могут повлечь внеплановую проверку, только если они были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Проведение проверки юридического лица или предпринимателя по анонимному сообщению не допускается, а сама такая проверка, если анонимность жалобы выяснится уже после ее начала, может быть прекращена по решению начальника органа МВД (ч. 3.4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) либо результаты такой проверки будут отменены судом по просьбе заинтересованного лица (ч. 3 ст. 10, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ; постановление Двадцатого ААС от 14.09.2012 N 20АП-4073/12);
- выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого МВД мониторинга соблюдения таких требований (пп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 39.6 Регламента). При этом закон не предполагает, что порядок проведения мониторинга вообще будет установлен (Правительством ли, МВД). Разумеется, актов о порядке проведения такого мониторинга и не существует, а значит, МВД имеет возможность называть мониторингом то, что ему удобно и выгодно. Поэтому фактически под мониторингом может пониматься любое получение подразделением системы МВД России информации, свидетельствующей о возможных фактах нарушения миграционного законодательства РФ (например, служебные записки, рапорты сотрудников МВД или ФСБ), что не влечет незаконности проверки, проведенной по данному основанию (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 27.03.2015 N Ф02-404/15, ФАС Поволжского округа от 29.07.2013 N Ф06-4741/13; Одиннадцатого ААС от 12.03.2014 N 11АП-782/14, Пятого ААС от 04.12.2014 N 05АП-14214/14, Седьмого ААС от 20.08.2015 N 07АП-7064/15). Впрочем, в иных случаях, напротив, суды указывают, что получение информации от сотрудников полиции не может признаваться результатом мониторинга, а, напротив, подпадает под определение пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ (постановление Двадцатого ААС от 06.02.2014 N 20АП-8228/13);
- наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа МВД России о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. 4 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 39.7 Регламента).
Внеплановые проверки могут быть выездными или документарными. МВД России не должна уведомлять проверяемую организацию или предпринимателя о проведении внеплановой документарной проверки, поскольку это не предусмотрено законом (см. ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Особенности уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок в сфере миграционного контроля установлены Законом N 115-ФЗ (поскольку это дозволяет п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), и согласно п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ органу МВД запрещено уведомлять работодателя, заказчика работ (услуг), принимающую (приглашающую) сторону о проведении внеплановой выездной проверки, если она проводится по следующим основаниям:
- в связи с поступлением информации о нарушении проверяемым лицом обязательных требований (пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- в связи с выявлением факта возможного нарушения проверяемым лицом обязательных требований в результате проводимого МВД мониторинга соблюдения таких требований (пп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Поскольку ст. 32 Закона N 115-ФЗ не устанавливает иных особенностей в части уведомления о внеплановых выездных проверках, то к проверкам, проводимым по остальным основаниям (в связи с истечением срока предписания либо по поручению Президента РФ, Правительства РФ, прокуратуры), применяются общие нормы ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, и об их проведении МВД обязана уведомить проверяемое лицо не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе по E-mail электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, и направленным по адресу электронной почты организации, ИП, если этот адрес содержится в ЕГРЮЛ (ЕРГИП) либо уже ранее представлялся в МВД для связи. Положения пп. 4 п. 59 и п. 61 Регламента НЕ ОТМЕНЯЮТ обязанности уведомления о проверке согласно положениям Закона N 294-ФЗ.
Проведение внеплановой выездной проверки в связи с поступлением в МВД России информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований возможно только после полученного от прокуратуры согласования (п. 9 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Порядок получения такого согласования установлен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93. Бланк решения о согласовании проверки приведен в приложении N 2 к данному Приказу. Результаты проверки, проведенной без такого согласования, будут отменены по просьбе заинтересованных лиц (ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановление Двадцатого ААС от 06.02.2014 N 20АП-8228/13).
На внеплановые проверки не распространяется трехлетний мораторий на период 2016-2018 гг., предусмотренный для субъектов малого бизнеса (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Информация о внеплановой проверке, включая её индивидуальный учетный номер, будет внесена в Единый реестр проверок, в зависимости от оснований конкретной проверки, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения о ней либо не позднее 5 рабочих дней со дня её начала (ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 43 Регламента, п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
______________________________
*(1) Проверки в рамках второй "ветви" миграционного контроля (за проживанием, временным пребыванием в РФ и транзитным передвижением в пределах РФ иностранных граждан, см. ст. 29.2 и п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ) вообще не могут регулироваться нормами Закона N 294-ФЗ, потому что это проверки в отношении иностранцев и апатридов-физических лиц (не ИП), а Закон N 294-ФЗ регулирует отношения с участием исключительно организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 1)
*(2) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Тема
Процедура проведения миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
См. также
К кому и куда МВД (ранее - ФМС) приходит с миграционной проверкой?
Полномочия должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) при проведении миграционной проверки
Документарные миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС))
Выездные миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Срок проведения миграционных проверок МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Уведомление проверяемого лица о проведении миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах