Рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством (п. 1 ст. 82 НК РФ):
- налоговых проверок,
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,
- проверки данных учета и отчетности,
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),
- а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При этом налоговые правонарушения могут быть выявлены как в ходе проведения налоговых проверок, так и в ходе проведения иных мероприятий налогового контроля.
Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях зависит от формы проведенных мероприятий налогового контроля (ст. 100.1 НК РФ):
- дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.101 НК РФ;
- дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.101.4 НК РФ.
Действия должностных лиц налоговых органов при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, регламентируемые статьями 101.4 и 101 НК РФ, во многом схожи. В обоих случаях предусмотрено:
- составление акта в случае выявления налоговых правонарушений (за исключением случая проведения выездной проверки, по результатам которой акт составляется вне зависимости от наличия выявленных правонарушений);
- предоставление возможности лицу, в отношении которого составлен акт, представить письменные возражения по акту;
- рассмотрение руководителем налогового органа или его заместителем акта и имеющихся материалов, письменных или устных возражений, представленных этим лицом, а также вынесение итогового решения.
Однако сроки, установленные статьями 101 и 101.4 НК РФ для совершения таких действий, различаются.
Кроме того, в ст. 101.4 НК РФ, в отличие от ст.101 НК РФ, не предусмотрено:
- проведение дополнительные мероприятия налогового контроля;
- применение обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения, принимаемого по результатам рассмотрения дела о налоговом правонарушении;
- возможности обжалования вынесенного налоговым органом решения до его вступления в силу (в апелляционном порядке).
Основные различия процедуры привлечения к ответственности по результатам мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ) от процедуры привлечения к ответственности по результатам налоговых проверок (ст. 101 НК РФ) приведены в таблице:
Отличительные характеристики | Положения процедуры привлечения к ответственности | |
ст. 101.4 НК РФ | ст. 101 НК РФ | |
Сроки составления акта | В течение 10 дней со дня выявления нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) | По камеральной налоговой проверке - в течение 10 дней после ее окончания. По выездной налоговой проверке - в течение 2 месяцев со дня ее окончания и составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ) |
Срок вручения акта лицу, совершившему налоговое правонарушение | 5 дней с даты составления акта*(1) | 5 дней с даты составления акта (при проведении проверки консолидированной группы налогоплательщиков - 10 дней) (п. 5 ст. 100 НК РФ) |
Сроки представления письменных возражений по акту | В течение 1 месяца со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ) | В течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки (по консолидированной группе налогоплательщиков - 30 дней) (п. 6 ст. 100 НК РФ) |
Возможность проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в процессе рассмотрения акта | Не предусмотрена | Возможно назначение проведения допмероприятий налогового контроля (истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы). Срок их проведения - 1 месяц (2 месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) (п. 6 ст. 101 НК РФ). |
Срок вынесения решения по итогам рассмотрения акта и других материалов. Возможность его продления. | 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений. Продление срока не предусмотрено (п.п. 6, 8 ст. 101.4 НК РФ) | 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений. Срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. В случае назначения допмероприятий налогового контроля письменные возражения по их результатам представляются налогоплательщиком в течение 10 дней со дня истечения срока их проведения. По окончании этого срока в течение 10 дней все материалы подлежат рассмотрению и по результатам рассмотрения выносится итоговое решение |
Итоговое решение, выносимое по результатам рассмотрения акта | 1) Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; 2) Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ) | 1) Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ) |
Срок вручения решения | 5 дней с со дня вынесения*(1) | В течение 5 дней со дня его вынесения |
Срок вступления в силу решения | Со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено, либо со дня, когда оно считается полученным*(2) | По истечении 1 месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено (его представителю) или ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. А в случае подачи апелляционной жалобы - в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ (п. 9 ст. 101 НК РФ) |
Применение обеспечительных мер в целях обеспечения возможности исполнения решения | Не предусмотрено | Применяются (п.п. 10-13 ст. 101 НК РФ) |
Возможность обжалования в апелляционном порядке | Не предусмотрена*(2) | До вступления в силу вынесенного решения (п. 9 ст. 101, ст. 139.1 НК РФ) |
Обязательный досудебный порядок урегулирования споров | Предусмотрен только с 1 января 2014 года (п. 2 ст. 138 НК РФ)*(3) | Предусмотрен (п. 2 ст. 138 НК РФ)*(4) |
Как видно из таблицы, процедура привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ представляет собой механизм, позволяющий налоговым органам более оперативно по сравнению с порядком, установленным ст. 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о правонарушениях, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
______________________________
*(1) Срок не установлен в ст. 101.4 НК РФ. Согласно п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, поскольку положениями ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок для вручения лицу акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, данный срок определяется применительно соответственно к п. 5 ст. 100 и п. 9 ст. 101 НК РФ. То есть, указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение 5 дней с даты составления акта (вынесения решения).
*(2) Срок не установлен в ст. 101.4 НК РФ. Согласно п. 48 постановления Пленума ВАС РФ N 57, поскольку положениями ст. 101.4 НК РФ не определен специальный срок для вступления в силу решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, а п. 9 ст. 101 НК РФ не содержит оговорки о распространении на указанные решения предусмотренной в нем соответствующей нормы, судам необходимо исходить из того, что названные решения, предусмотренные ст. 101.4 НК РФ вступают в силу со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого они были вынесены, либо со дня, когда они считаются полученными.
Следовательно, на такие решения не распространяются правила об апелляционном обжаловании.
*(3) Норма введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ и согласно п.п. 1, 3 ст. 3 этого Закона до 1 января 2014 года применялась только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
*(4) До вступления в силу изменений, внесенных Законом N 153-ФЗ, норма об обязательном досудебном порядке урегулирования споров была установлена п. 5 ст. 101.2 НК РФ. При этом из системного толкования положений статей 101, 101.2, 101.4, 137-140 НК РФ следовало, что такой порядок обжалования распространялся только на решения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок (п. 47 постановления Пленума ВАС РФ N 57).
Тема
Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля
См. также
Налоговые правонарушения, дела о которых рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ
Процедура рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)
Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах