Порядок и сроки составления акта о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ)
Процедура осуществления производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) урегулирована ст. 101.4 НК РФ.
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт.
Форма акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Срок составления акта - в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ. Указанный срок исчисляется с соблюдением правил, установленных ст. 6.1 НК РФ:
- срок определяется в рабочих днях;
- течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. То есть, со дня, следующего за днем выявления правонарушения.
Моментом выявления нарушения является момент истечения срока, предусмотренного для исполнения обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах (см., например, постановления Шестого ААС от 29.01.2014 N 06АП-6946/13 и от 10.04.2013 N 06АП-1281/13, Семнадцатого ААС от 19.10.2012 N 17АП-11009/12).
В то же время из п. 1 ст. 101.4 НК РФ не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным и что за пределами этого срока налоговый орган не вправе составлять акты о выявленном правонарушении.
В силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При этом арбитражные суды исходят из того, что нарушение сроков составления акта не является существенным нарушением процедуры проведения проверки (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 N Ф02-1247/16, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2013 N Ф07-2011/13, Шестого ААС от 29.01.2014 N 06АП-6946/13, Одиннадцатого ААС от 15.11.2013 N 11АП-18367/13, Первого ААС от 22.03.2011 N 01АП-1179/11).
Вместе с тем, несвоевременное составление акта может привести к пропуску налоговым органом совокупного срока взыскания налоговой санкции в судебном порядке (см., например, постановления Шестнадцатого ААС от 24.06.2014 N 16АП-1930/14 (определением АС Северо-Кавказского округа от 24.10.2014 N Ф08-7586/14 дело прекращено), Шестого ААС от 15.12.2014 N 06АП-6721/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах