Форма акта о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях и требования к его составлению (ст. 101.4 НК РФ)
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций (п. 2 ст. 101.4 НК НФ).
Форма акта и требования к его составлению в силу п. 3 ст. 101.4 НК РФ устанавливаются ФНС России.
Применяемые в настоящее время форма акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях и требования к его составлению (далее - Требования) утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Отметим, что на основании п. 4 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право направлять используемые в работе документы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. При этом согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ и действующим с 4 декабря 2014 года, документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
С учетом указанной нормы, Требованиями допускается возможность составления акта не только на бумажном носителе, но и в электронной форме (п. 1 Требований).
Акт должен быть составлен на русском языке. В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.
Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю на дату совершения налогового правонарушения.
Акт на бумажном носителе составляется только по утвержденной форме, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере. Листы акта и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается формирование приложений к акту в виде отдельных сшивок. Не допускается скрепление листов акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.
Помарки, подчистки и иные исправления в акте не допускаются, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады) и проверяемого лица (его представителя). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение (его представителю) (п. 5 Требований).
Составляемый в порядке ст. 101.4 НК РФ акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, как и акт налоговой проверки (камеральной или документальной), состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
В вводной части акта указываются:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, совершившего налоговое правонарушение;
- ИНН. В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения.
В описательной части акта указываются:
- основания для его составления - ссылка на п. 1 ст. 101.4 НК РФ;
- сведения об обнаруженных фактах нарушения законодательства о налогах и сборах - документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах.
Описательная часть акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по результатам рассмотрения акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Содержание описательной части акта должно соответствовать следующим требованиям:
а) объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).
По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:
- существо и обстоятельства нарушения;
- вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;
- ссылки на соответствующие нормы НК РФ, которые нарушены;
- ссылки на доказательства.
Субъективные предположения, не основанные на достаточных доказательствах, акт не должен содержать;
б) полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.
Каждый установленный факт нарушения должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.
В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям;
в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний;
г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.
Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В таком случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах, со ссылкой на конкретные нормы НК РФ, и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).
В итоговой части акта указываются выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций:
- выводы о привлечении к налоговой ответственности с указанием пункта и статьи НК РФ, состава налогового правонарушения и штрафа, предусмотренного НК РФ (справочно);
- предложения о взыскании неперечисленных налогов, сборов, пени и штрафов, а также начислении пени по состоянию на дату акта (в случае выявления неисполнения банком обязанностей, установленных ст. 60 НК РФ);
- иные предложения по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, в акте приводится информация о праве лица, совершившего налоговое правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям с указанием наименования территориального налогового органа и его места нахождения (см. п. 3.4 фомы акта, письмо ФНС России от 04.09.2013 N АС-4-2/16014).
Акт подписывается должностным лицом, обнаружившим факт совершения налогового правонарушения, и лицом, совершившим налоговое правонарушение. В случае отказа лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт, об этом делается соответствующая запись в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
При наличии соответствующих фактов на всех экземплярах акта отражается запись:
- об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт;
- факт вручения под расписку акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе;
- факт уклонения лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, от получения акта;
- факт направления акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом по почте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах