Федеральная налоговая служба в связи с принятием федеральных законов от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 153-ФЗ) и от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) сообщает о необходимости применения налоговыми органами отдельных форм документов, утвержденных приказами ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", до внесения в них изменений в установленном порядке, со следующими особенностями.
1. Согласно пункту 30 статьи 1 Закона N 248-ФЗ в абзаце первом пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) слова "15 дней" заменены словами "одного месяца".
В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 100 Кодекса (в редакции Закона N 248-ФЗ) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
При применении форм акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки и акта камеральной налоговой проверки, приведенных в приложениях 4, 5 к приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", с учетом вступившего в силу Закона N 248-ФЗ, необходимо слова "Вы вправе представить в течение 15 дней (30 дней для ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения настоящего акта" заменить словами "Вы вправе представить в течение одного месяца (30 дней для ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения настоящего акта".
2. Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 1 Закона N 153-ФЗ абзац первый пункта 9 статьи 101 Кодекса изложен в новой редакции, согласно которой решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю) или ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков (ранее этот срок составлял 10 рабочих дней).
При применении форм решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, приведенных в приложениях NN 12, 13 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", информацию об обжаловании решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, изложенную в абзацах втором и третьем пункта 8 приложений NN 12, 13 необходимо приводить в следующей редакции:
"Настоящее решение в соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения ответственному участнику этой группы, если не была подана апелляционная жалоба в порядке, предусмотренном статьей 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Настоящее решение в соответствии со статьями 101.2, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации до момента вступления в силу может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в письменной форме в:
_________________________________________________________________________
(наименование вышестоящего налогового органа
________________________________________________________________________.
и его место нахождения)
Апелляционная жалоба в соответствии с пунктом 1 статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации подается в вынесший решение налоговый орган, а именно
________________________________________________________________________,
(наименование налогового органа, вынесшего настоящее решение
и его место нахождения)
который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа настоящее решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае обжалования настоящего решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.
В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.
Вступившее в силу настоящее решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в течение одного года с момента его вынесения путем подачи письменной жалобы в:
_________________________________________________________________________
(указывается наименование вышестоящего налогового органа
и его место нахождения)
Жалоба в соответствии с пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации подается в вынесший решение налоговый орган, а именно
________________________________________________________________________,
(наименование налогового органа, вынесшего настоящее решение
и его место нахождения)
который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.".
3. Согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 153-ФЗ статья 139 Кодекса изложена в новой редакции.
При применении форм решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение и решения об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, приведенных в приложениях NN 14, 15 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", информацию об обжаловании указанных решений необходимо приводить в следующей редакции:
"Настоящее решение в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в течение одного года со дня, когда лицо, в отношении которого оно принято, узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в
_________________________________________________________________________
(указывается наименование вышестоящего налогового органа
и его место нахождения)
путем подачи жалобы в письменной форме.
Жалоба в соответствии с пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации подается в вынесший решение налоговый орган, а именно
________________________________________________________________________,
(наименование налогового органа, вынесшего настоящее решение, и его
место нахождения)
который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.".
4. Согласно подпункту "а" пункта 32 статьи 1 Закона N 248-ФЗ в пункте 5 статьи 101.4 Кодекса слова "10 дней" заменены словами "одного месяца".
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Кодекса (в редакции Закона N 248-ФЗ) лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
При применении формы акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), приведенной в приложении 1 к приказу ФНС России от 13.12.2006 N САЭ-3-06/860@ "Об утверждении Формы Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требований к его составлению", необходимо в сопроводительном письме, которым указанный акт в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 Кодекса вручается, передается иным способом, или направляется лицу, совершившему налоговое правонарушение, приводить следующее:
"Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в прилагаемом акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям в
_________________________________________________________________________
(наименование территориального налогового органа и его место нахождения)
".
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Федеральному государственному унитарному предприятию "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" доработать шаблоны вышеуказанных документов для их применения с указанных дат и сообщить в ФНС России (Контрольное управление) о сроке их доработки и о факте их размещении в Фонде алгоритмов и программ ФНС России.
Действительный государственный советник |
С.Н. Андрющенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ были внесены поправки. Так, с 15 дней до 1 месяца увеличился срок, в течение которого можно подать возражения по акту налоговой проверки. С 10 дней до 1 месяца - срок, в течение которого представляются возражения по акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях. Теперь решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и об отказе в этом вступают в силу по истечении 1 месяца со дня вручения. Ранее этот срок составлял 10 рабочих дней. В новой редакции изложена статья, определяющая порядок и сроки подачи жалобы на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.
В связи с этим сообщается, как налоговым органам применять отдельные формы документов, пока в них не внесены соответствующие изменения.
В актах выездной (в т. ч. повторной) и камеральной налоговых проверок нужно заменить срок подачи письменных возражений (1 месяц вместо 15 дней).
Указано, как теперь в решениях о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и об отказе в этом должна приводиться информация об их обжаловании.
Форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (кроме отдельных правонарушений), следует применять с учетом следующего. В сопроводительном письме нужно приводить информацию о том, что в течение 1 месяца со дня получения акта можно представить письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям.
Письмо Федеральной налоговой службы от 4 сентября 2013 г. N АС-4-2/16014 "О применении налоговыми органами отдельных форм документов"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 22 октября 2013 г. N 21
При применении документа следует учитывать, что приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при проведении налоговых проверок, требования к их составлению, а также порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов"