Уведомление проверяемого лица о проведении миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
Решение может применяться к проверкам в рамках государственного контроля за трудовой деятельностью иностранных работников, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к проверкам исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
МВД проводит поверки двух типов (см. п. 9 Регламента*(1)).
Первые проводятся в отношении юридического лица или предпринимателя (пп.пп. 5, 6, 7 п. 9, а также пп.пп. 2-4 п. 31, п. 55 Регламента), их цель - проверка деятельности организации или ИП на соответствие действующему законодательству, установление полноты и достоверности представленных лицом сведений (ч. 1 ст. 11, ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп.пп. 2, 3, 5 п. 5 Регламента). Эти проверки проходят по правилам Закона N 294-ФЗ (ч. 1 ст. 1 Закона) и предполагают ряд гарантий для хозяйствующих субъектов, включая право на заблаговременное уведомление о проверке (за определенными исключениями).
Вторые проверки проводятся в отношении объектов, на которых трудятся, находятся или проживают иностранные граждане (пп.пп. 1-4 п. 9, п. 32, п. 55 Регламента); их цель - проверка иностранных граждан (пп.пп. 1, 4 п. 5, пп.пп. 1 и 7 п. 31 Регламента). Такие проверки проводятся в рамках госконтроля за проживанием и временным пребыванием иностранных граждан в РФ (п. 1 ст. 30 Закона N 115-ФЗ). Поскольку эти проверки проводятся, фактически, в отношении иностранных граждан, положения Закона N 294-ФЗ к ним не применяются (см. ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), и никакого уведомления о проверке не проводится. Однако во время такой проверки (она в Регламента называется проверкой в отношении объекта, см. п. 9; объектом может быть рынок, стройка, территория, в том числе территория конкретного юридического лица, или даже просто адрес) МВД не проверяет деятельность причастных к иностранцам юридических лиц и предпринимателей. Но если по итогам проверки объекта обнаружатся незаконные мигранты, то МВД уже в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, привлекающих иностранных работников, дополнительно издает распоряжение о проведении проверки в отношении данных лиц либо возбуждает дело об административном правонарушении и проводит административное расследование (п. 33 Регламента).
Таким образом, уведомление может иметь место только в том случае, если проверка организована в отношении конкретного юридического лица или предпринимателя, поскольку необходимость такого уведомления предусмотрена законом (за некоторыми исключениями).
Особенности уведомления проверяемого лица о предстоящей проверки зависят от вида и основания этой проверки.
МВД России уведомляет организацию или предпринимателя о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или по e-mail электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью и направленным по адресу электронной почты организации (ИП), если этот адрес содержится в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) либо уже ранее представлялся в МВД для связи или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что необходимость уведомлять о проведении плановой проверки установлена для всех органов государственного контроля (надзора) и никакие особенности уведомления о проведении плановой проверки не могут устанавливаться иными актами (ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Поэтому положения Регламента (пп. 4 п. 59, п. 61), согласно которым вручение (направление) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект, не отменяют обязанности МВД заблаговременно предупреждать о плановых выездных проверках, поскольку актом более высокой юридической силы (Законом N 294-ФЗ) установлена обязанность уведомлять об этих плановых проверках, во-первых, путем направления копии распоряжения, а во-вторых, заранее (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Внеплановые проверки могу быть выездными или документарными. МВД не будет уведомлять проверяемую организацию или предпринимателя о проведении внеплановой документарной проверки, поскольку это не предусмотрено законом (см. ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Особенности уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок в сфере миграционного контроля установлены Законом N 115-ФЗ (поскольку это дозволяет п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ), и согласно п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ органу МВД России запрещено уведомлять о внеплановой выездной проверке, если она проводится по следующим основаниям:
- в связи с поступлением информации о нарушении проверяемым лицом обязательных требований (пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ);
- в связи с выявлением факта возможного нарушения проверяемым лицом обязательных требований в результате проводимого миграционной службой мониторинга соблюдения таких требований (пп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Поскольку ст. 32 Закона N 115-ФЗ не устанавливает иных особенностей в части уведомления о внеплановых выездных проверках, то к проверкам, проводимым по остальным основаниям (в связи с истечением срока предписания либо по поручению Президента РФ, Правительства РФ, прокуратуры), применяются общие нормы ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, и об их проведении МВД обязана уведомить проверяемое лицо не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Для наглядности указанные сроки и способы уведомления представлены в таблице:
Виды проверок | Основания проверок | Уведомление проверяемого лица |
Плановая документарная | Сведения о проверке в ежегодном плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий год (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) | Обязательное уведомление не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, путем направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, по e-mail или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ) |
Плановая выездная | ||
Внеплановая документарная | Любые для соответствующей проверки (п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | Уведомление не предусмотрено законом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) |
Внеплановая выездная | Поступление информации о нарушении проверяемым лицом обязательных требований (пп. 2 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | Запрещено предварительное уведомление проверяемого лица о проведении проверки (п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) |
Выявление факта возможного нарушения проверяемым лицом обязательных требований в результате проводимого МВД мониторинга (пп. 3 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | ||
Истечение срока исполнения ранее выданного предписания (пп. 1 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) | Обязательное уведомление проверяемого лица не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения проверки любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) | |
Проверка в связи с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пп. 4 п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ) |
Неуведомление проверяемого лица является грубым нарушением требований к организации и проведению проверки и влечет недействительность результатов проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 12 ст. 9 и ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ; постановление Тринадцатого ААС от 12.12.2013 N 13АП-24690/13).
Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18, пп. "г" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
_____________________________
*(1) Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах