Распоряжение о проведении миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
Основанием для проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства является распоряжение о проведении (плановой, внеплановой, документарной или выездной) проверки. Распоряжение о проведении проверки оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 (далее - типовая форма) (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, примечание*(41) Регламента*(1)).
Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию и сведения:
- наименование органа МВД России и вид надзора (федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг), и за исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону) (п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 52 Регламента);
- вид проводимой проверки (см. типовую форму);
- Ф.И.О., должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 52 Регламента);
- наименование объекта проверки (если проверка назначена в отношении объекта) либо наименование проверяемого лица (ФИО индивидуального предпринимателя), если проверка назначена в отношении лица (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 52 Регламента); однако неуказание в распоряжении наименования проверяемого юридического лица не относится к грубым нарушениям требований Закона N 294-ФЗ, влекущим недействительность результатов проверки (ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ), и не нарушает прав такого лица (постановления ФАС Поволжского округа от 29.07.2013 N Ф06-4741/13, Восемнадцатого ААС от 03.03.2015 N 18АП-928/15). Ошибка в указании реквизитов проверяемого лица (например, неверный ИНН), если это не приводит к нарушению прав и интересов такого лица, не относится к грубым нарушениям закона (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.2015 N Ф07-5915/15);
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения (п. 4 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 и 5 п. 52 Регламента). Если проверка плановая - указывается ссылка на утвержденный ежегодный план проверок, если внеплановая - реквизиты документа, послужившего основанием для проверки (реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания; реквизиты обращений и заявлений, поступивших в орган МВД России; реквизиты приказа руководителя, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ; реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой проверки и прилагаемых материалов) (п. 5 типовой формы);
- номер и дата распоряжения о проведении проверки (п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);
- правовые основания проведения проверки, подлежащие проверке обязательные требования (закон не уточняет, должны ли в распоряжении присутствовать ссылки на конкретные нормативные правовые акты, их конкретные статьи и части статей); сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки (п.п. 5, 5.1, 6 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 7 п. 52 Регламента);
- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 52 Регламента);
- перечень документов, которые необходимо представить сотрудникам или в орган МВД (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 8 п. 52 Регламента);
- даты начала и окончания проведения проверки (п. 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 9 п. 52 Регламента). Отсутствие даты окончания не является таким нарушением, которое влечет незаконность проверки, если сами сроки не нарушены (постановление Шестнадцатого ААС суда от 01.10.2015 N 16АП-3502/15);
Каждое распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений с присвоением регистрационного номера в день его подписания (п. 53 Регламента).
Заверенная печатью копия распоряжения на проведение проверки должна быть вручена должностным лицом, проводящим выездную проверку, под роспись руководителю, собственнику или владельцу проверяемого объекта, а при их отсутствии - старшему по должности работнику на объекте либо иному лицу, имеющему непосредственное отношение к объекту проверки (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 59, п. 61 Регламента). Перед этим сотрудник МВД должен предъявить служебное удостоверение (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 59 Регламента).
До 31 декабря 2017 года МВД вправе использовать бланки, печати и штампы упраздненной ФМС (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Проведение проверки без распоряжения о её проведении - это грубое нарушение Закона N 294-ФЗ. Из-за такого нарушения результаты проверки (а это и предписание, и административная ответственность) могут быть отменены вышестоящим органом или судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица МВД, в свою очередь, сами могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ по заявлению организации (предпринимателя).
Сведения, указанные в распоряжении о проверке, вносятся в Единый реестр проверок (п. 2 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. "а" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
______________________________
*(1) *Регламент - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807. Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах