Права и обязанности проверяемых лиц при миграционных проверках МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
Должностные лица МВД, которые участвуют в проверке, обладают очень широкими полномочиями. Однако определенные права имеются и у тех лиц, в отношении которых проводится проверка. Главное, что следует помнить - сотрудники МВД обязаны соблюдать не только права, но и интересы тех организации и предпринимателя, проверку которых они проводят (п. 2 ст. 18 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 10 Регламента). Кроме того, на МВД полностью распространяется действие нормативных правовых актов и актов управления упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).
Более конкретно права проверяемого лица*(1) перечислены в Законе N 294-ФЗ и Регламенте:
- право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (п. 1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, пп. 1-3 п. 13 Регламента);
- право получать от органа МВД информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом (п. 2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, пп. 6 п. 10 Регламента), в частности, документы и сведения, полученные надзорным ведомством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных госорганов, органов МСУ и подведомственных им организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (п. 2.1 ст. 21 Закона N 294-ФЗ;
- право знакомиться с любыми материалами и результатами проверки (пп. 5 п. 13 Регламента) и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц МВД (п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ);
- право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке (п. 4 ст. 21 Закона N 294-ФЗ, п. 10 Положения N 1162, пп. 4 п. 13 Регламента);
- право привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке (п. 5 ст. 21 Закона N 294-ФЗ);
- право на возмещение вреда, включая упущенную выгоду, причиненного неправомерными действиями проверяющих, когда действия были признаны таковыми в установленном порядке (ч. 1 ст. 22 Закона N 294-ФЗ);
- представлять документы, сведения и сообщать информацию для включения в акт проверки (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 13 Регламента), в том числе право представлять по собственной инициативе документы и (или) информацию, которые МВД обязано запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия в порядке п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ (п. 2.2 ст. 21 Закона N 294-ФЗ). Если непосредственно перед выездной проверки проводилась документарная, то те информацию и документы, что уже передавались МВД во время предшествующей проверки, можно не предоставлять повторно (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ);
- направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Обязанности проверяемых лиц:
- обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (ч. 1 ст. 25 Закона N 294-ФЗ);
- предоставить запрошенные документы и иную информацию (ч. 5 ст. 11, ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 1 п. 12 Регламента), за исключением документов (включая разрешительные) и сведений, включенных в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ);
- допустить (при выездной проверке) проверяющих к осмотру транспорта, объектов недвижимости (помещений, земельных участков) (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, пп. 2 п. 12 Регламента), за исключением периода приостановления плановой выездной проверки субъекта малого бизнеса (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Если МВД не смогло провести выездную проверку по вине проверяемого лица (то есть из-за отсутствия его руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ). В указанном случае МВД вправе в течение ближайших трех месяцев внезапно появиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок.
______________________________
*(1) Имеются в виду такие лица, в отношении которых непосредственно вынесено распоряжение о проверке. Если распоряжение вынесено о проверке объекта, то сотрудниками МВД проверяются только иностранные граждане, которые будут обнаружены на объекте. Поэтому владелец такого объекта никаких особенных прав в связи с проверкой не имеет.
Тема
Процедура проведения миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)
См. также
Полномочия должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) при проведении миграционной проверки
Формы документов
Приказ о назначении уполномоченного представителя юридического лица при проведении проверки
Доверенность на представление интересов работодателя при проведении проверки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах