Контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в России
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования. Однако на МВД распространяется действие нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и упраздненной ФМС в сфере миграции впредь до издания собственных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, далее - Закон N 305-ФЗ).
Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в России - это одно из направлений федерального государственного контроля в сфере миграции (ст. 29.2, ст. 30 Закона N 115-ФЗ); второе направление контроля - это контроль за их трудовой деятельностью, но этот контроль проводится в отношении работодателей, у которых трудятся мигранты, и аналогичных лиц (см. ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Таким образом, контроль за тем, выполнил ли иностранный гражданин собственные обязанности, связанные с пересечением им границы РФ, регистрации по месту пребывания, получении разрешительных документов на ведение трудовой деятельности в РФ, - это все входит в контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ.
Такой контроль осуществляется органами МВД России (п. 2 ч. 1 ст. 35 Закона N 305-ФЗ, п. 2 Положения N 1162*(1)). Контроль осуществляется в форме проверок (п. 5 Положения N 1162). Правила проведения проверок описаны в Регламенте*(2) (п. 4 Положения N 1162, п. 1 Регламента).
Поскольку проверки в рамках госконтроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в России проводятся в отношении иностранных граждан - физических лиц, то положения Закона N 294-ФЗ к таким проверкам не применяются! (см. ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, постановления Верховного Суда РФ от 05.08.2015 N 308-АД15-2957, от 31.07.2015 N 308-АД15-6167, от 27.04.2015 N 303-АД15-3337).
Такие проверки могут проводиться и в отношении конкретных иностранных граждан. Но гораздо чаще они организуются и проводятся в отношении объектов (проще говоря: мест, территорий, адресов, по которым находятся, живут или работают мигранты, транспортных средств, в которых они передвигаются (см. п. 9, п. 32 Регламента). Поэтому вполне возможна ситуация, когда на территории конкретного юридического лица внезапно появится сотрудник МВД, который будет проводить проверку вовсе не этой организации, а иностранных граждан, которые найдутся на её территории. При этом будет представлено распоряжение, вынесенное согласно пп. 1 п. 31, пп. 3 п. 32 Регламента на проверку объекта (которым может быть просто адрес), а не на проверку лица - то есть той организации, которая осуществляет деятельность по этому адресу. Пока МВД проверяет обнаруженных в этом месте иностранцев, проверочные действия в отношении организации не ведутся (ибо проверка в её отношении не назначена, распоряжение не вынесено, да и сама проверка будет проходить в рамках другой ветви контроля - в рамках контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан, см. ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Однако если незаконные мигранты будут установлены, то уже в отношении организации будет проведена собственная проверка, по вновь изданному распоряжению (либо проведено административное расследование вообще безо всякой проверки). Оба варианта соответствуют закону (см. п. 33 Регламента, постановления Двадцать первого ААС от 09.07.2015 N 21АП-1259/15, Седьмого ААС от 26.01.2015 N 07АП-12241/14, Второго ААС от 22.01.2015 N 02АП-9212/14). Более того, нереально оспорить проверку первого типа, даже если она фактически нанесла урон организации, ведь она проводится в отношении третьих лиц (см., например, постановления Пятого ААС от 04.12.2014 N 05АП-14214/14, АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8451/15).
Во время проведения проверок должностные лица МВД России осматривают территорию, ищут иностранных граждан, проверяют у них документы (пп. а и б п. 7 Положения N 1162, пп.пп. 1 и 4 п. 11 Регламента), в первую очередь - миграционные карты.
Миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РФ, и служит для контроля за его временным пребыванием в РФ (п. 2 Правил использования миграционной карты, утв. постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413, далее - Правила N 413). Иностранный гражданин при въезде в РФ обязан получить и заполнить бланк миграционной карты (ст. 25.9 Закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. 4 Правил N 413). Эти бланки бесплатно выдаются пограничниками либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги въезжающим в РФ иностранцам (п. 3 Правил N 413). Заполненная миграционная карта предъявляется при въезде в РФ сотруднику пограничного органа ФСБ, который (при соответствии миграционной карте сведениям, содержащимся в его визе и паспорте, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в РФ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ, п. 7 Правил N 413).
Для регистрации по месту пребывания в РФ иностранный гражданин предъявляет в орган внутренних дел, вместе с документами, необходимыми для регистрации, миграционную карту с отметкой о въезде в РФ (абз. 2 п. 8 Правил N 413). На основании представленных документов в миграционной карте делается отметка о регистрации по месту пребывания (абз. 4 п. 8 Правил N 413).
Миграционная карта находится у иностранного гражданина в течение срока его пребывания в РФ (п. 10 Правил N 413). В случае порчи или утраты миграционной карты иностранный гражданин обязан в течение 3 дней заявить об этом в ближайший по месту своего нахождения территориальный орган МВД России (п. 11 Правил N 413). Этот орган при предъявлении иностранным гражданином документов, на основании которых он въехал в РФ, выдает ему бесплатно дубликат миграционной карты (п. 11 Правил N 413).
При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через государственную границу РФ должностному лицу пограничного органа ФСБ (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ, п. 12 Правил N 413).
______________________________
*(1) Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции утверждено постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162, далее - Положение N 1162
*(2) Регламент ФМС - Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы и МВД России от 31.07.2015 N 367/807
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах